ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ГЕРМАНИИ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ ПО СОХРАНЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО МИРА. 

       В рамках проекта Международной организации труда (МОТ) по  усилению роли объединений работодателей в проведении многосторонних консультаций и коллективных переговоров с 20 по 24 мая на базе объединения «NORD-METALL» проведен семинар представителей российских объединений работодателей. В нем приняли участие исполнительный директор Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Мензелеев Д. Ш., директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей Торгово-промышленной палаты Быков В.А., Президент Российского автотранспортного Союза Марчук И.Д., Вице-президент Концерна «Ростекстиль» и союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Самойленко Н.И., директор по социальным программам Аналитического центра развития социального партнерства (КСОРР) Перова И.Т., советник исполнительной дирекции Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России Виноградов С.Т.
       На семинаре были рассмотрены вопросы организационной структуры и основные направления работы Союзов объединений предпринимателей (работодателей) Германии на разных уровнях (федеральный, земельный, отраслевой, региональный), взаимодействия отраслевых, земельных и региональных объединений с органами законодательной и исполнительной власти земель на примере земли Мекленбург – Передняя Померания, вопросы финансирования и практика решения стоящих задач отраслевыми и региональными Союзами предпринимателей Земли, решения социальных вопросов на уровне предприятия в интересах социального партнерства, экономического и политического развития государства.
       Социальное партнерство представляет собой систему взаимодействия представительных органов работников и предпринимателей (работодателей) в целях достижения социального мира, основанного на учете взаимных интересов. Между интересами предпринимателей (работодателей) и наемных работников имеются существенные различия:
если для работодателей важнейшей задачей является повышение эффективности производства, снижение издержек производства, в том числе и на рабочую силу, получение прибыли, то для работников – сохранение рабочих мест, достойная заработная плата, нормальные условия труда. Столь различные интересы не могут быть удовлетворены без ущерба для обеих сторон. Поэтому основной целью социального партнерства является достижение определенного баланса интересов, разумного компромисса, который на данном отрезке времени удовлетворяет социальных партнеров и позволяет отказаться от конфронтации. 
     История трудовых отношений полна примеров того, как противоречия между работодателем и работниками разрешались силовыми методами. Практически во всех странах Европы начало отношений имело конфликтный характер в связи с отказом работодателей удовлетворить требования работников. Практика показала преимущества совместных действий объединений предпринимателей во взаимоотношениях с исполнительной властью, профсоюзами и общественностью, позволила в рамках объединений при наличии различных социально-политических взглядов предпринимателей вырабатывать консолидированную социально-политическую концепцию, что позволяло активно влиять на разные аспекты народного хозяйства.
       В Германии предприниматели на высшем (федеральном) уровне
создали 4 объединения для решения конкретных задач : Bundesvereinigung der Deutschen Arbeitgeberverbande - BDA (Федеральное объединение Союзов предпринимателей), Bundesverband der Deutschen Industrie BDI (Федеральный Союз германской промышленности), Deutscher Industrie- und Handelstag – DIHK (Конгресс торгово-промышленных палат), ZDH- Zentralverband des Deutschen Handwerks (Центральный союз немецких объединений ремесленников). Указанные объединения существуют уже не один десяток лет, впервые союзы предпринимателей в Германии были созданы более 100 лет, как реакция в ответ на совместные действия профсоюзов. В 1913 году большое число профессиональных и региональных объединений основали Союз организаций германских предпринимателей. 
В настоящее время каждый из четырех федеральных союзов занял свою нишу. BDA, представляя интересы всех отраслей экономики и предприятий разной величины, занимается вопросами социальной политики, BDI представляет только промышленность и занимаются вопросами экономической политики, DIHK занимается организацией торгово-промышленных палат (ТПП) для решения всех региональных вопросов. При этом следует отметить, что если в BDA и BDI членство добровольно, то в DIHK – обязательно. Для ZDH установлена норма представительства как добровольное, так и обязательное. 
      К сфере деятельности BDA следует отнести вопросы, связанные с Законом о труде, заключения коллективных договоров, социальной безопасности, кадровой политики на предприятии, изучение опыта международной социальной политики; вопросы BDI – общая экономическая политика, конкуренция, экспортно-импортная и налоговая политика, целесообразность иностранных капиталовложений, научно-исследовательcкие работы по развитию отраслей промышленности, вопросы структурных преобразований в рамках организации; задачи DIHT- решение проблем промышленности и торговли в отдельных экономических зонах (территориальное планирование, транспорт, стимулирование развития хозяйства в регионе, профессиональная подготовка, проведение экзаменов по повышению квалификации), координация работы торговых палат и представление ее на уровне федеральной власти (объединяет около 80% региональных торговых палат).
      Основными задачами BDA является оказание услуг своим членам (информация, консультация, координация), представление предпринимателей по всем социальным вопросам, превышающим интересы отдельной отрасли или земли, во взаимодействии с Правительством и Парламентом, профсоюзами и общественными организациями, представление интересов в органах самоуправления на уровне Федерации в системе социальной безопасности; направление почетного судьи в Федеральный Суд по трудовым конфликтам и в Федеральный комитет по социальной безопасности; отстаивание интересов при подготовке проектов законодательных и нормативных актов; DBI – представление интересов по экономическим вопросам; DIHT - представление региональных интересов ТПП на федеральном уровне. Для всех федеральных объединений необходимая функция – информационное обеспечение и консультации по всем направлениям работы (через участие в семинарах, Интернет, Интранет и другие формы). 
Финансирование деятельности указанных союзов (федерального и регионального уровня) осуществляется за счет взносов предпринимателей, которые относятся на себестоимость продукции (размеры различны по землям и варьируются от 0,1 до 0,5 % фонда заработной платы). В российском законодательстве указанной нормы нет, хотя союзным законодательством были предусмотрены взносы на содержание всесоюзных производственных объединений на выполнение практически аналогичных функций (0,03% от товарной продукции), которые относились на себестоимость продукции. 
      Членами DBA являются 54 отраслевых союзов и 14 земельных межпрофессиональных союзов; кроме того опосредованно членами являются еще около 1000 союзов предпринимателей: это региональные отраслевые или региональные межпрофессиональные союзы (206 федеральных профессиональных, 610 земельных профессиональных, 301 региональных профессиональных, 102 земельных региональных союзов – данные на 01.04.02). DBA представляет почти все отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, ремесленников, торговлю (оптовую, розничную, экспортную), банковское дело, страховые компании и др. Членами DBA являются только союзы и объединения предпринимателей (по отраслевому или региональному принципу), а не частные компании. Примеры членов: Союз предпринимателей текстильной промышленности, Федерация союза предпринимателей сельского хозяйства и лесного хозяйства, Федерация союза предпринимателей Баварии, Федерация союза предпринимателей Гамбурга и т.д. В целом DBA представляет около 2 млн. предпринимателей, которые обеспечивают работой примерно 80% рабочих и служащих (почти 20 млн. человек) в сфере частного бизнеса. Следует отметить, что в Германии все предприниматели обязаны зарегистрироваться юридическими лицами, у них отсутствует такое понятие как предприниматель без образования юридического лица. 
       В структуре BDA имеется 4 органа: Общее собрание, Правление, Президиум, Исполнительное управление.
В Общем собрании участвуют представители союзов, непосредственно входящие в состав BDA. Они избирают Президента, вице-Президента, членов правления. Общее собрание утверждает бюджет, устанавливает размер членских взносов (минимальный ежегодный взнос союза – 50 тыс.евро), принимает решение об изменении Устава, созывается обычно один раз в год. Общий годовой бюджет BDA составляет около 15 млн.евро. 
       В состав Правления DBA (70 человек) входят главным образом Президенты отдельных союзов и другие члены. Правление несет ответственность за определение стратегии деятельности BDA.
       В составе Президиума DBA 32 человека- Президент, 8 вице-Президентов, включая казначея, и 23 членов, 16 из которых одновременно являются членами Правления. Президиум руководит деятельностью Исполнительного управления в соответствии с программой, принятой Правлением.
       Руководство Исполнительного управления состоит из Исполнительного директора, трех заместителей и нескольких директоров по направлениям. Всего имеется 10 отделений. Общая численность управления – около 150 человек, из них 60 имеют университеское образование (экономическое, юридическое и др.). Управление занимается текущими делами DBA. 
Отделения:
1 - Внутреннее управление, структура и членство в DBA;
2 - Трудовое законодательство;
3 - Заработная плата и политика заключения коллективных договоров;
4 - Рынок труда и профессиональная подготовка;
5 - Социальная политика в сфере образования и работы с молодежью;
6 - Социальная безопасность;
7- Производственные отношения между администрацией и профсоюзами;
8 - Пресса и работа с общественностью;
9 - Международная социальная политика и Европейское Сообщество;
10 - Народное хозяйство и статистика.
Общее собрание и Правление принимают конкретные решения, подготовительную проработку вопросов осуществляют комиссии. В состав комиссий входят представители бизнеса, руководящие работники и эксперты из Исполнительного управления. В рамках подготовки тех или иных решений председатель комиссии по необходимости встречается с членами Правления, вносит свои предложения в Правление, где принимается окончательное решение.
B BDA образовано около 20 комиссий и несколько рабочих групп. К важнейшим следует отнести:
- Комиссия по вопросам Закона о труде, с 2 подкомиссиями для 
разрешения трудовых споров;
- Комиссия для координации вопросов заработной платы и 
заключения коллективных договоров (т.н. “Координационная комиссия”);
- Комиссия по вопросам политики заработной платы;
- Комиссия по политике рынка труда; 
- Комиссия по работе с иностранными рабочими;
- Комиссия по работе с инвалидами;
- Комиссия по вопросам профессиональной подготовки и 
повышения квалификации;
- Комиссия по вопросам молодежи и образования;
- Комиссия по вопросам социальной безопасности; 
- Комиссия по охране труда;
- Комиссия по вопросам пенсионного обеспечения;
- Комиссия по вопросам социальной политики в Европейском 
Сообществе.
       Для выполнения на высоком уровне предусмотренных Уставом функций создано 2 фонда (фонд Вальтера Раймонда и фонд Ханса Мартина Шлейера). 
       Фонд В.Раймонда, названный именем его первого президента, был создан BDA с целью исследования факторов, регулирующих экономическую и социальную жизнь, создания платформы для свободных дискуссий между предпринимателями и другими группами общества и распространения полученных результатов. Фонд организует коллоквиумы и семинары, в которых принимают участие ведущие специалисты в области экономики, науки, политики. Результаты публикуются в печати.
      Фонд Х.М.Шлейера был создан BDA и BDI с целью содействия развития науки и исследований основных принципов экономического и социального строя общества. Фонд финансирует научные исследования университетов и институтов по социальным и политическим проблемам для достижения необходимого согласия в обществе. 
BDA консультирует своих членов по общим и практическим вопросам, координирует их деятельность. Большую роль играет направление, связанное с влиянием через средства массовой информации на общественное мнение по разъяснению точки зрения предпринимателей.
     В BDA выполнение уставных целей и задач ведется по следующим направлениям:
- через работу в рабочих группах и комиссиях по выработке 
замечаний к проектам законодательных и нормативных актов и отстаивание своих позиций в органах законодательной и исполнительной власти разных уровней;
- разработка концепций по социально-трудовым вопросам (трудовое 
право, безработица, здравохранение, молодежь и др.);
- участие в управлении социальным страхованием;
- личные контакты с представителями законодательной и 
исполнительной власти, профсоюзов, церкви и др. организаций;
- информирование через средства массовой информации своей позиции по конкретным вопросам социально-трудовых отношений.
      Хотя не существует строгой линии разделения, можно утверждать, что деятельность различных организаций предпринимателей построена в соответствии с их структурой. Деятельность местных союзов, где членами являются отдельные предприниматели, выражается главным образом в непосредственной помощи и в оказании услуг своим членам.        Межпрофессиональные союзы (объединения) на региональном уровне прежде всего работают в сфере образования и повышения квалификации и занимаются. Отраслевые объединения и союзы на федеральном и земельном уровне своей главной задачей считают заключение Тарифных соглашений.
       Так при установленной Конституцией Германии максимальной продолжительности рабочей недели 48 часов, Тарифными соглашениями в восточных землях установлена следующая продолжительность в различных подотраслях:
- металлообрабатывающая, металлургическая и электрическая промышленность (Verband der Metall- und Elektro-Industrie) 38 часов; 
- снабжение и обслуживание электрических сетей 38 часов;
- почта 38,5 часов;
- телевидение 38,5 часов;
- банковское дело 39 часов;
- строительство 39 часов;
- химическая промышленность 40 часов;
- общественные службы 40 часов.
      Тарифными соглашениями в западных землях продолжительность рабочей недели установлена 35 часов для металлообрабатывающей, металлургической и электрической промышленности. Следует отметить, что продолжительность работы в данной отрасли в Германии (западной его части) – самая короткая, наряду со Францией, в других странах Европейского сообщества она более длинная: Дания – 37 часов, Норвегия – 37,5 часа, Бельгия, Люксембург, Нидерланды – 38 часов, Австрия – 38,5 часа, Великобритания и Ирландия – 39 часов, Италия, Испания, Португалия – 40 часов. 
В настоящее время в BDA подготовлено начинание “ Initiativ Freiheit und Verantwortung” (инициатива свободы и ответственности), направленное на повышение социальной ответственности предпринимателя в экономическом развитии государства, сохранения социального мира, повышении благосостояния страны. В России имеется аналог – уже трижды проводились Всероссийские конкурсы “Российская организация социальной эффективности”, среди лауреатов предприятия, представляющие как крупный бизнес: ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат”, ОАО “Горно- металлургическая компания Норильский никель”, ОАО “Северсталь”, Богословский алюминиевый завод – филиал ОАО “СУАЛ” и др., так и средний и малый бизнес.
       BDA имеет ряд собственных изданий: PDA (официальная служба по печати, выходит один раз в неделю), KND (служба новостей – ежедневно предоставляет обзор новостей по вопросам социальной политики и другой информационный материал, делает еженедельные и месячные обзоры), “Der Arbeiter” (периодическое издание – выходит 2 раза в месяц, где освещаются социальные вопросы), “Euro-Info” (журнал, в котором коротко и информативно излагаются вопросы социальной политики в Европе). Выпускаются пособия по экономическим вопросам, проведения политики заработной платы, дается анализ теории по оплате труда. Большое внимание уделяется изданию решений Суда по трудовым конфликтам: обзор и короткий комментарий решений Суда по трудовым конфликтам, современное состояние юриспруденции; выходит один раз в месяц, поэтому данная информация быстро поступает предпринимателям.
       Союзы работодателей имеют свои территориальные учебные центры, в которых постоянно проводятся семинары, конференции для своих членов. Так членов российской делегации принимали в учебном центре “Schloss Hasenwinkel”, где состоялась большая часть встреч с представителями предпринимателей, представлявших различные уровни союзов. 
BDA представляет интересы немецких предпринимателей на международном уровне в рамках своих компетенций. Это касается прежде всего таких международных организаций как МОТ (ILO), Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). BDA является членом Международной организации предпринимателей (IOE), Консультативного комитета по бизнесу и промышленности (BIAC), Союза промышленности стран Европейского сообщества (UNICE).
В состав BDI входят 35 отраслевых, 4 профессиональных союзов и 15 земельных межпрофессиональных союзов. Основными задачами BDI является совершенствование и развитие экономики:
- развитие народного хозяйства;
- повышение конкурентоспособности производимых товаров и 
услуг;
- совершенствование инновационной и инвестиционной 
деятельности;
- внедрение прогрессивных технологий в промышленности, 
транспорте, энергетике, развитие телекоммуникаций;
- налоговая система;
- охрана окружающей среды;
- защита внутреннего рынка;
- внешняя торговля и др.
     В состав DINK через земельные общества входят 82 промышленных и торговых палат, которые занимаются вопросами развития промышленности, транспорта, торговли, охраной окружающей среды, образования, налогов, финансов, управления, права, внешней торговли и др. на уровне земель. 
      В состав ZDH федеральные объединения профессиональных союзов немецких ремесленников: 46 федеральных отраслевых и 15 земельных союзов; в их состав входят 315 региональных союзов. Задача Союза – проведение социальной и тарифной политики, хозяйственные, налоговые, финансовые, юридические и экологические вопросы, вопросы повышения квалификации, развития занятости. ZDH объединяло на 01.04.02 около 844 тыс. предприятий с 6,5 млн.чел. работающих. 
На встрече с заместителем генерального директора Объединения союзов предпринимателей земли Мекленбург-Передняя Померания были рассмотрены вопросы структуры, целей и методов работы Объединения. В Объединение союзов предпринимателей земли входят 29 союзов различного типа. Объединение союзов земли Мекленбург – Передняя Померания входит как в DBA, так и в BDI. Целью Союза является выработка предложений по повышению конкурентоспособности предпринимателей земли, сохранению рабочих мест, развитию экономики, представление интересов предпринимателей на уровне земли при подготовке новых законодательных и нормативных актов и др. Для выполнения указанных задач в Союзе создано 72 комиссии и комитетов. 
       В соответствии с политикой Европейского Союза по выравниванию 
уровня жизни различных регионов создан “структурный фонд”, средства из которого направляются под конкретные программы развития экономики с обязательным контролем их использования. Исполнительная ветвь власти занимается разработкой наиболее эффективных программ, Парламент контролирует расходование средств на выполнение указанных программ. Земля Мекленбург – Передняя Померания ежегодно на эти цели получает 1,3 млрд.евро в период с 2000 по 2006 год через “структурный фонд”, кроме того через “социальный фонд” она получает около 156 млн.евро в год на программу развития предпринимательства. 
       Объединение союзов принимает активное участие в работе комиссий с Министерством экономики Земли по разработке наиболее эффективных программ развития экономики, программ по привлечению инвестиций; с Министерством финансов – по сбалансированности бюджета земли, повышения доходной части (улучшение инвестиционной ситуации) и снижении расходной части бюджета (снижении расходов на содержание государственных служащих), борьба с “теневым рынком”; Министерством труда, строительства и развития земли – по вопросам занятости, развития рынка труда, с Министерством юстиции- по юридическим вопросам и т.д. В рамках развития экономики Земли Объединение участвует в работе рабочих групп: оптимальное развитие Земли (прежде всего районов, граничащих с Польшей), реформа рынка труда, программа образования и переподготовки молодежи. Так предусмотрено стимулирование тех предпринимателей, которые занимаются повышением квалификации работников. Вместе с тем для земли Мекленбург – Передняя Померания, имеющей значительно более низкий уровень производительности труда против других земель, главной задачей является рост ее против общегерманского показателя. Так в граничащей земле Шлезвиг-Гольдштейн производительность труда на 1 работника на 59,6% выше (рассчитанной по внутреннему валовому продукту (ВВП); для достижения данного уровня производительности следует высвободить (расчетно) около 180 тыс.работников, при этом уже сегодня уровень безработицы в земле Мекленбург-Передняя Померания почти в два раза выше, чем в земле Шлезвиг-Гольдштейн (19% против 9,8 %).
После объединения Германии в восточных землях активно шел процесс приватизации, акционирования и реструктуризации ранее государственных предприятий. Для приведения численности работающих до оптимальной величины предусматривались следующие направления работы: 
- более ранний уход на пенсию (за 2-3 года до наступления возраста);
- выделение из состава предприятий непрофильных и непромышленных подразделений и создание на их базе самостоятельных организаций, с установлением определенного гарантированного заказа ;
- создание обществ по переквалификации и переобучению для получения новых профессий.
(Материалы по реструктуризации металлургического комбината в г. Айзенхюттенштадт – см. журнал “Металлург” N 12 за 2002 год).
       Союзы работодателей активно работают с партиями и другими общественными организациями, так интересен опыт анкетирования представителей партий и движений при подготовке выборов в земельный парламент, которые прошли 22 сентября 2002 года. 
На уровне Земли помимо общего земельного союза имеются региональные союзы предпринимателей, которые занимаются всем спектром вопросов на уровне региона (гг.Шверина, Ростока и др.). Один из крупных региональных союзов расположен в столице Земли – г.Шверине, который объединяет около 600 членов. Наибольшее представительство – у предпринимателей сферы услуг – 45%, 14% - представляют строительство, 8% - организации торговли, 8% - предприятия сервиза, 4% - организацци питания, 3% представляют промышленные предприятия. Самое крупное предприятие – верфь в г.Висмаре с численностью работающих чуть более 1400 человек. В таблице 1 приведено распределение предприятий по численности работающих.

Таблица 1

Распределение предприятий по численности наемных работников регионального союза предпринимателей Шверина

Численность работающих от 1-до 25  от 26 до 50 От 51 до 100  более 101 
Доля в %  78  11  6  5

       Данный союз охватывает предпринимателей, имеющих 18 тыс. работников.
Годовой бюджет союза (360 тыс. евро) складывается из поступлений по трем направлениям: за счет базисного взноса каждого предпринимателя– 215 евро в год (39% всех взносов), взнос в размере 0,1% от фонда оплаты труда (36% взносов), спонсорских взносов или пожертвований от 1 до 10 тыс.евро (25% взносов). На постоянной основе в союзе работают 6 человек. Кроме того, работники участвуют в различных проектах, что пополняет бюджет еще на 80 тыс.
евро. В структуре затрат доля расходов на оплату труда с начислениями в социальные фонды составляет 80%. Основное направление работы – участие в работе трудовых судов, лоббирование интересов предпринимателей на уровне региона, оказание помощи в получении инвестиций через банк развития, работа с местными органами исполнительной власти, участие по управлению социальным страхованием.
Активная работа трех сторон социального партнерства с использованием средств, полученных из структурного фонда. позволила в рамках подотрасли металлообработки, металлургической и электрической промышленности – объединении предпринимателей (Metall- und Elektro-Industrie) с 1997 по 2002 год создать в восточных землях Германии около 50 тысяч рабочих мест (с 258 тыс.мест до 309 тыс.мест). 
На семинаре отдельно были рассмотрены вопросы социального страхования: в Германии имеется 17 объединений (16 на уровне земель и 1 на уровне государства, но на равных правах с земельными) и 320 организаций на более низком уровне. Система страхования работает на принципах:
- солидарности;
- самоуправляемости;
- конкуренции;
- ответственности.
В системе имеется 5 видов страхования:
- страхование по временной нетрудоспособности;
- пенсионное страхование;
- страхование от безработицы;
- страхование по уходу за больным (по старости);
- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Государство устанавливает рамочные условия и осуществляет 
контроль на уровне земли. Совет правлений страховых организаций, куда входят представители как предпринимателей, так и работников, избираемый 1 раз в 6 лет, определяет политику организации.
Первые 4 взноса собираются с предпринимателя и работника и только последний – на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – с предпринимателя. В таблице 2 приведен пример начисления взносов при заработке работника в 2000 евро в месяц.

Таблица 2

Расчет взносов на страхование работника со средним месячным заработком 2000 евро (в процентах к заработку).

Направления страхования Общий взнос В том числе    Примечание
предприниматель Работник 
По временной нетрудоспособности  14,9  7,45  7,45  Устанавливается по отрасли
Пенсионное  19,5  9,75  9,75  В целом по Германии
По безработице  6,5  3,25  3,25  То же
По старости  1,7  0,85  0,85  То же
По несчастным случаям на производстве  3,0  3,0   
Всего  45,6  24,3  21,3   
Расходы предпринимателя (евро)    2486     

        В настоящее время многие страховые организации имеют дефицит и поэтому рассматриваются вопросы о реформировании страхования: снижении размеров, перевод отдельных категорий на обеспечение государства, ужесточение требований к получению страховки. Выплаты по беременности и родам осуществляет государство: пособие в размере 300 евро в течение 6 недель до родов и 8 недель после родов; далее выплачивается пособие до 2 лет.
Прорабатывается вопросы о снижении максимального размера пенсии с 70% заработка (при стаже 40 лет) до 60%, размера пособия по безработице. Максимальный размер пособия по безработице – 80% от заработка. 
       Следует отметить, что при ежемесячном заработке 400 евро работник сам не платит взносов, при заработке от 401 до 800 евро – ставки понижены. 
         В г.Шверине – столице земли Мекленбург – Передняя Померания состоялись встречи с представителями государственной власти Земли – статс-секретарем Министерства экономики и Министром труда, строительства и развития земли, которые рассказали о взаимодействиях с союзами предпринимателей по вопросам развития экономики, сохранения рабочих мест, повышения квалификации и переподготовки кадров, других вопросов социальной политики.
       В Министерстве экономики было сообщено, что после воссоединения Германии в связи с неконкурентоспособностью на рынке Западной Европы и снижением экспорта в страны Восточной Европы, многие предприятия были закрыты. (Проблема избыточных производств, которая стояла перед восточными землями Германии в 90 – ых годах прошлого века сегодня стоит перед Россией перед вступлением ее в ВТО). Сохранили свою нишу верфи (в гг.Висмаре и Ростоке), предприятия, связанные с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (дают 40% ВВП Земли), организации туризма. Характерная черта – мощная реконструкция (пример – верфи, где было обновлено 75-85% всего оборудования. При этом, как и в других странах ЕС установлено ограничение по производству: те же верфи, сельское хозяйство. (Аналогичная ситуация сложилась и в г.Айзенхюттенштадте, где находился крупнейший металлургический комбинат восточной Германии, на котором в течении последнего десятилетия были закрыты 4 старые доменные печи, но реконструировано агломерационное производство, построена мощная доменная печь в 1998 году и новый стан горячей прокатки, введены новые мощности в цехе холодной прокатки, но при этом ЕС установила ограничения по производству готового проката до 2005 года). 
      В результате структурных преобразований при переходе к рыночным отношениям в Земле при наличии около 700 тысяч трудоспособного населения безработица держится на уровне 20%, несколько уменьшаясь в летний период и увеличиваясь в зимний период. Более высокий уровень безработицы – в округах, пограничных с Польшей. 
В рамках программ, финансируемых из “структурного фонда”, создано 11 технологических центров для разработки и внедрения высоких технологий (в медицине, металлообработке, биотехнологии, информатики и др.). В этих центрах в настоящее время работает 380 форм, около 200 организаций, встав на ноги, вышли в центров, т.е. могут уже обойтись без государственной поддержки. 
       На предприятиях сельскохозяйственного сектора за десятилетие произошло снижение численности работающих со 150 тыс. человек до 37 тыс., в судостроении – с 56 тыс. человек до 5,6 тыс. 
В начале 90-ых годов развивалась строительная индустрия – давала до 15% ВВП земли (в Германии доля строительства составляет около 5%). Однако в настоящее время в связи со снижением заказов многие строительные организации разоряются, высвобождаются работники, увеличивается безработица. Если в 1995 году в строительстве Земли было занято около 125 тыс. человек, то в 2002 году – только 80 тыс. человек. Сейчас намечается некоторое оживление в промышленности, но оно не погашается снижением численности работающих в сельскохозяйственном производстве, строительстве, управлении. В связи с недостатком средств снижается финансирование на проведение "общественных работ" – если в 1998 году на них было занято 62 тыс. человек, то осенью 2002 года – только 20 тыс. человек. 
Если в начале 90-ых годов в Земле наблюдался прирост ВВП на уровне 7 – 12%, то в 2002 году произошло его снижение на 0,2%. С целью создания новых рабочих мест разрабатываются вопросы привлечения инвестиций для развития экономики, прежде всего промышленности, создания новых рабочих мест; так прорабатывается вопрос строительства автобана Лейпциг-Росток, строительства завода в г. Ростоке по производству кранов и др.
Министерством экономики Земли разрабатываются программы по созданию рамочных условий успешной работы предприятий, за счет финансовой помощи, услуг по инвестиционной и инновационной деятельности. Финансовая поддержка осуществляется в разных формах: часть инвестиционной суммы (до 50%) дается без процентов; часть кредита – под более низкие проценты; дается залог от Земли (при этом устанавливаются четкие требования, связанные с созданием новых рабочих мест и ростом производства). 
       На встрече с Министром труда, строительства и развития Земли были рассмотрены вопросы по трудоустройству высвобождаемых работников, градостроительства. В связи с оттоком населения из Земли появилась проблема пустых квартир, в Земле их около 30 тысяч. Высокий уровень безработицы ставит перед государственными органами задачи активного влияния на процесс создания новых рабочих мест. Для этого используются средства “социального фонда”, поступающего в Минтруд; под программы выделяются средства в следующей пропорции: 75% из этого фонда и 25% из фонда Земли, находящегося в распоряжении Минтруда.
     Серьезная проблема развития Земли – снижение рождаемости, вызванная как отъездом молодых семей в западные районы страны, так и другими причинами.
       Снижение средств, направляемых на создание рабочих мест сразу привело к повышению уровня безработицы. Минтруд (5% средств) участвует в финансировании активных мероприятий совместно с Биржей труда (90% средств) и “социальным фондом” (5% средств) по переквалификации, переобучению безработных. Вместе с тем в связи с дефицитом величина средств, направляемая на активные программы, уменьшается.
В г.Висмаре рассмотрен опыт работы верфи “Aker VNW Werft GmbH” в условиях акционирования и перехода к рыночным отношениям. В результате длинного процесса верфь вошла в состав норвежской компании “Aker Kvaerner Yards”, которая занимает 4 место в мире по грузоподъемности построенных судов (первые 2 занимают южнокорейские фирмы “Hyundai” и “Daewoo”, третье – японская “Mitsubishi”). В компании имеются 16 верфей, расположенных в Норвегии, Швеции, Румынии, Германии, Бразилии, США. Каждая из верфей специализируется на выпуске 2-4 типов специалированных судов. Обе верфи в восточной части Германии (гг. Вандемюнде (Росток) и Висмаре) работают самостоятельно, но при этом есть службы, как общие для них, так и на каждом предприятии. На обеих верфях, основанных в 1946 году, после приватизации были проведены масштабные процессы модернизации и реконструкции (Висмар – 1994-1998 гг., Вандемюнде – 1992-1995гг.), в результате чего было заменено до 85% оборудования.). Ранее на этих 2 верфях работало около 6 тыс. человек. Сегодня на них работают (на 25.05.03) : в Висмаре: 1343 работника и 72 ученика, в Вадермюнде – 1164 работника и 60 учеников. Снова следует подчеркнуть тот факт, что ЕС установлено ограничение по вводимой грузоподъемности судов. 
      Поставщиками листа для строительства судов являются 4 фирмы: 1- из Финляндии, 1- из западных земель Германии и 2 – других стран Западной Европы. Наличие 4 поставщиков позволяет быть независимым от одного и создает возможность для стабилизации цен на прокат. В настоящее время, в связи с падением курса доллара, возникли сложности как с получением новых заказов, так и снижением издержек производства. Южнокорейские и японские фирмы, имея более низкую себестоимость производимой продукции, выдавливают с рынка конкурирующие компании. На сегодня есть заказы на производство 13 судов до лета будущего года; на верфи строится одновременно 4 судна. 
       В связи с производственной загрузкой работа осуществляется в 2 смены (первая смена с 6-00 до 14-30 и вторая смена с 14-30 до 23-00). Проведенная в начале 90-ых годов реструктуризация характерна для большинства предприятий восточных земель Германии: выведение в самостоятельные непромышленные и непрофильные подразделения, направление на досрочную пенсию, переобучение работников. Обязательное условие: резкое обновление основных фондов. 
       К сожалению у нас картина обратная: если в СССР износ основных фондов в середине 80 - ых годов был на уровне 30-35%, то в конце 90-ых годов он приблизился к 70%; при этом в горно-металлургическом комплексе только 10% применяемых схем и процессов соответствуют современному мировому уровню, а 35% являются устаревшими и не имеют резервов для модернизации (мартеновское производство и разливка стали в изложницы, плавка в отражательных печах, получение алюминия в электролизерах с самообжигающими анодами и др.).
      В связи с недостаточностью производственного заказа прорабатывается вопрос о сокращении контингента работающих на 2 верфях (Висмаре и Вандемюнде) на 560 человек: создание самостоятельных фирм (транспортная и конструкторская служба, с предоставлением 50% заказа – численность 100 человек); перевод на неполную рабочую неделю примерно 120 человек с оплатой по выполняемой работе; оказание помощи в трудоустройстве 340 человек. Если указанная мера будет претворена в жизнь, то это позволит снизить затраты на оплату труда на 3%, что может сделать продукцию верфей конкурентоспособной. С целью снижения затрат на оплату труда с профсоюзом проводятся тяжелые переговоры по снижению выплат к отпуску и Рождеству. Следует отметить, что доля затрат на заработную плату и начислениями на нее составляет на верфи 30%. 
        В г. Гамбурге состоялась встреча с представителями объединения “NORD-METALL”, объединяющего союзы предпринимателей трех земель: Гамбурга, Шлезвиг-Гольдштейна и Мекленбург- Передней Померании; которое, в свою очередь, входит в крупнейшее федеральное объединение предпринимателей (Verband der Metall- und Elektro-Industrie). Данное объединение охватывает предпринимателей, которые дают работу более чем 2,8 млн. наемных работников. В таблице 3 приведена информация о количестве союзов предпринимателей, входивших в “NORD-METALL”, и наемных работников, занятых у данных предпринимателей, на 31.12.01 

Таблица 3

Количество союзов предпринимателей, входивших в объединение “NORD-METALL” и численность работников, занятых у них, на 31.12.01

  Всего   Гамбург  Шлезвиг-Голдьштейн Мекленбург –Померания
Союзы  274  173  72  29
Число работников  76773  44480  24880  7413
Число учеников  4117  2153  1427  537
Всего  80890  46633  26307  7950

       Для большинства предпринимателей Германии одной из основных направлений работы в социально-трудовых отношениях – убеждение профсоюзов в возможности повышения заработной платы только при опережающем росте производительности труда, иначе резкий обгон зарплаты над производительностью труда приведет к снижению рентабельности производства за счет повышения издержек производства, неконкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке; повышению инфляционных процессов. 
      В настоящее время уровень заработной платы в западных землях Германии выше, чем в восточных. Поэтому стоит задача выравнивания заработной платы при обязательном росте производительности труда на востоке страны. В организациях, входящих в объединение NORD-METALL, в Гамбурге и Шлезвиг-Гольдштейне, в результате переговоров с профсоюзами рабочая неделя была установлена с 1 апреля 1985года продолжительностью 38 часов, с 1 апреля 1988 года – 37,5 часов, с 1 апреля 1989 года – 37 часов, с 1 апреля 1993 года – 36 часов, с 1 октября 1995 года – 35 часов. Для организаций земли Мекленбург – Передняя Померания, рабочая неделя с 1 апреля 1994 года была установлена продолжительностью 39 часов, с 1 октября 1996 года – 38 часов. 

Таблица 4

Сопоставительная таблица месячной ставки квалифицированного рабочего в землях Гамбург, Шлезвиг-Гольдштейн (запад) и Мекленбург-Передняя Померания (восток) в соответствии с заключенными Тарифными соглашениями – данные до 2002 года – в немецких марках, с 2002 года – в евро.

  01.04.93  01.06.94  01.05.95  01.11.95    01.04.97
Запад  2693  2747  2840  2942    2986
    01.04.94  01.07.94   01.07.95 01.07.96  01.04.97
Восток    2154  2390  2670  2942  2986
  01.04.98  01.03.99  01.03.00  01.05.01 01.06.02   01.06.03
Запад  3061 3159  3254  3322  1751  1797
  01.04.98  01.04.99  01.03.00  01.05.01  01.06.02  01.06.03
Восток  3061  3159  3254  3322  1751  1797

Предприниматели заключают с профсоюзами Тарифные соглашения трех видов:
- общие – на 10 лет, в них определены нормы, которые не
изменяются на протяжении длительного периода: система социального страхования и др.;
- рамочные – на 3-5 лет, в них определены нормы, подверженные 
изменениям в условиях экономической ситуации;
- тарифные – на 1 год, посвященный вопросам оплаты труда.
Если раньше имелись отдельные соглашения для рабочих, отдельные 
– для служащих, то в настоящее время стоит вопрос о разработке единых соглашений. 

В целом, семинар показал, что как в Германии, так и России, проблемы взаимоотношения между трудом и капиталом близки и созвучны. Вместе с тем, многолетняя практика немецкого социального партнерства, ее открытость в переговорах, хорошая информированность показала ее эффективность в снижении напряженности во взаимоотношениях между государством, работодателями и профсоюзами.
Что можно было бы взять и попытаться применить в России : 
1. Внесения в Налоговый кодекс нормы, позволяющей относить на 
себестоимость продукции взносов работодателями в некоммерческие объединения (Координационный Совет объединений работодателей, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленная палата), установив какой-то верхний предел. При этом цедесообразно определить взаимоотношения по выполняемым функциям, финансовым вопросам между КСОРРом, ТПП и РСПП;
2. Более широкое участие представителей профсоюзов и 
работодателей в разработке долгосрочных и среднесрочных программ развития экономики, социального блока, прежде всего системы социального страхования. Примером может служить принятая Пенсионная реформа, которая, во-первых, увеличила неравенство в размерах пенсии работников, уходящих на трудовую пенсию и по государственной службе, во-вторых, завис вопрос, связанный в профессиональными пенсионными системами, в-третьих, аккумулированные в Пенсионном фонде средства, собираемые на накопительную часть пенсии, целесообразно вкладывать в реальную экономику, а не в государственные ценные бумаги.