О некоторых принимаемых в России мерах по энергосбережению

 (справка)

 

Поскольку энергосбережение является ключевым направлением деятельности соответствующих госучреждений и предприятий по сокращению выбросов парниковых газов, возникает необходимость системного подхода к решению данной общенациональной задачи. В связи с этим важно, чтобы предприятия горно-металлургического комплекса России, разрабатывающие собственные программы сбережения энергоресурсов, в полной мере принимали во внимание информацию о соответствующих усилиях Правительства РФ и о том, что происходит в этой области как в целом по стране, так и по отдельным отраслям.

Основной комплекс мероприятий, связанных с энергосбережением и, соответственно, с сокращением выбросов парниковых газов, осуществляется в топливно-энергетическом секторе российской экономики, на долю которого приходится более 80% антропогенных выбросов. В период 2003-2005 годов за счет реализации энергосберегающих мероприятий в рамках ФЦП «Энергоэффективная экономика» достигнута экономия топливно-энергетических ресурсов в объеме около 120 млн.т у.т, из которых на ТЭК приходится почти половина.

В настоящее время Минпромэнерго разрабатывает федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», направленную на эффективное использование энергетического потенциала России с целью роста конкурентоспособности экономики. Индикатором является объем экономии топливно-энергетических ресурсов за счет реализации отраслевых и региональных энергосберегающих программ. В проекте программы за период ее реализации с 2007 по 2015 год предусматривается сэкономить до 100 млн.т у.т топливно-энергетических ресурсов, в том числе на первом этапе (2007-2010 гг.) – 35 млн.т у.т.

В рамках ФКЦ предполагается реализация комплекса мер и проектов по внедрению возобновляемых источников энергии (ВИЭ) с увеличением их доли в топливно-энергетическом балансе страны до 0,3% к  2010 году.

В 2005 году было утверждено Положение «Об организации в Минпромэнерго России работы по утверждению нормативных удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных в целях снижения удельного потребления топлива.. В соответствии с данным Положением подразделения РАО «ЕЭС России» должны разработать и реализовать программы по снижению удельных расходов топлива на выработку 1 Гкал/ч тепла и 1 кВт/ч электрической энергии с сокращением потребления топлива электростанциями на 8% к 2008 году.

Мероприятия по снижению потерь газа в газопотребляющей промышленности реализуются ОАО «Газпром». Эти мероприятия направлены на сокращение потерь газа при добыче и транспортировке, а также на повышение эффективности использования энергоресурсов в подотрасли, в соответствии с Концепцией энергосбережения в ОАО «Газпром» на 2001-2010 гг. и Программой энергосбережения в ОАО «Газпром» на 2004-2006 гг. (запланированная суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов – 13,7 млн.т у.т.). По данным ОАО «Газпром» в 20 регионах России приняты и реализируются программы по расширению использования газа в качестве моторного топлива.

В 2005 году был принят ряд мер нормативно-правового характера, направленных на выполнение обязательств по Киотскому протоколу. Из них следует выделить постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 г. № 410 об увеличении нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух метана, сжигаемого факельными установками; в результате размер платы повысился с 0,05 до 50 руб. за 1 т (в пределах лимита выбросов) и с 0,25 до 250 руб. за 1 т (за сверхномартивные выбросы).

Что касается предприятий металлургического комплекса, то необходимо подчеркнуть, что около 50% применяемых на них технологий соответствует лучшим зарубежным аналогам. В то же время, в целом по отрасли проблема энергоэффективности стоит крайне остро. По данным Минпромэнерго России, в черной металлургии удельный расход всех видов энергии в расчете на тонну стали, примерно, на 20-30%  выше, чем в США и Германии; в цветной – удельные затраты электроэнергии в производстве первичного алюминия примерно на 15-20% выше, чем на лучших зарубежных предприятиях, а в производстве черновой и рафинированной меди – выше на 24-35%. В последние годы на фоне снижения удельного расхода электроэнергии при электролизе алюминия энергоемкость производства меди растет. В то же время отчетливые тенденции роста инвестиций в металлургию, наблюдающиеся с 2002 года (за период 2002-2004 гг. объем инвестиций в металлургию вырос более чем на 70%), позволяют прогнозировать существенное повышение энергоэффективности отрасли в период после 2008 года.

В соответствии с представленной Минпромэнерго России Стратегией развития металлургии удельные затраты топливно-энергетических ресурсов в результате прогрессивного технологического сдвига сократятся:

·        к 2010 году в горнорудной промышленности на 8-10%, в металлургическом переделе – на 17%;

·        к 2015 году в горнорудной промышленности на 10-15%, в металлургическом переделе – на 20-22%.

         Наряду со значительными запасами ископаемого органического топлива Россия обладает обширными запасами возобновляемых топливных ресурсов и источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, океанической, энергии биомассы и др.). Технический потенциал ВИЭ составляет около 4,6 млрд.тонн условного топлива в год, что в 5 раз превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал определен в 270 млн.тонн условного топлива, что составляет около 25% от годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране. Экономический потенциал ВИЭ постепенно увеличивается в связи с непрерывным удорожанием традиционного органического топлива и сопутствующими его применению проблемами загрязнения окружающей среды.

         Западные страны ведут интенсивный поиск альтернатив органическому топливу. Одной из реально существующих альтернатив они считают использование ВИЭ. Объем энергии, производимой в этих странах с помощью ВИЭ, в настоящее время уже достиг 10% от общего энергопотребления. Постановлением Правительства «О заключении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о гранте Глобального экологического фонда для финансирования подготовки проекта «Российская программа развития возобновляемых источников энергии» предусмотрено формирование в Российской Федерации условий для более динамичного развития потенциала возобновляемых источников энергии.

 

 

14 июня 2006 г.