О мерах по совершенствованию системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства
В январе-октябре 2005 г. объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличились относительно соответствующего периода прошлого года на 9.9% (в январе-октябре 2004 г. - на 11 процентов).
Баланс собственных и привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2005 г. практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В то же время произошли значительные изменения в составе как привлеченных, так и собственных средств. Значительно (на 2.9%) возросла доля прибыли; остающейся в распоряжении организаций, направляемой на инвестиции при одновременном снижении доли используемой в инвестиционных целях амортизации (на 3 процента).
В
привлеченных средствах отмечается рост бюджетных средств (на 1.8%), в том
числе средств федерального бюджета (на 1.1%) и средств бюджетов субъектов
Федерации (на 0.6%), при снижении доли
банковского кредитования (на 1.2 процента).
ТАБЛИЦА 1
СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО
ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(без субъектов малого предпринимательства и
параметров неформальной деятельности)
|
Январь-сентябрь 2005 г. |
Справочно Январь-сентябрь 2004 г. в % к итогу |
|
млрд. рублей |
в% к итогу |
||
Инвестиции в основной капитал в том числе по источникам финансирования: |
1681.6 |
100 |
100 |
собственные средства |
798.3 |
47.5 |
47.4 |
из них: |
|||
прибыль, остающаяся в распоряжении организации |
338.1 |
20.1 |
17.0 |
амортизация |
389.6 |
23.2 |
26.2 |
привлеченные средства |
883.3 |
52.5 |
52.6 |
из них: |
|
|
|
кредиты банков |
109.0 |
6.5 |
7.7 |
из них кредиты иностранных банков |
18.7 |
1.1 |
1.4 |
заемные средства других организаций |
132.8 |
7.9 |
7.3 |
бюджетные средства в том числе: |
315.0 |
18.7 |
16.9 |
из федерального бюджета из бюджетов субъектов Федерации средства внебюджетных фондов |
101.6 198.7 7.6 |
6.0 11.8 0.5 |
4.9 11.2 0.8 |
прочие |
319.0 |
19.0 |
19.9 |
из них: |
|
|
|
средства вышестоящих организаций |
176.3 |
10.5 |
11.8 |
средства, полученные на долевое участие в строительстве (организаций и населения) |
62.3 |
3.7 |
3.5 |
средства от выпуска корпоративных облигаций |
3.0 |
0.2 |
0.2 |
средства от эмиссии акций |
6.2 |
0.4 |
0.2 |
Из общего объема инвестиций в основной капитал - инвестиции из-за рубежа |
88.5 |
5.3 |
5.4 |
Источник: оценка Минэкономразвития России.
Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал практически не изменилась и составила 5.3% (январь-сентябрь 2004 г. - 5.4 процента).
По состоянию на конец сентября 2005г. накопленный иностранный капитал2) в экономике России составил 96,5 млрд.долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 53.1% (на конец сентября 2004г. - 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных - 2.0% (2.0%).
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2005г. - Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция. На
долю этих стран приходилось 81.7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79.3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
ТАБЛИЦА 2
СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ, ПОСТУПИВШИХ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2005 Г.
Январь-сентябрь 2005г. |
Справочно |
||||
млн. |
в%к |
январь-сентябрь 2004г. |
|||
долларов США |
январю-сентябрю 2004г. |
итогу |
е%к |
||
январю-сентябрю 2003г. |
итогу |
||||
Инвестиции |
26829 |
92,1 |
100 |
139,4 |
100 |
из них: |
|||||
прямые инвестиции |
6602 |
118,1 |
24,6 |
119,8 |
19,2 |
в том числе: |
|||||
взносы в капитал |
4718 |
129,3 |
17,6 |
в 2,2р. |
12,5 |
лизинг |
133 |
в 7,1р. |
0,5 |
120,0 |
0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
1593 |
133,7 |
5,9 |
84,3 |
4,1 |
прочие прямые инвестиции |
158 |
21,6 |
0,6 |
46,2 |
2,5 |
портфельные инвестиции |
365 |
160,5 |
1,4 |
в 2,8р. |
0,8 |
в том числе: |
|||||
акции и паи |
262 |
125,3 |
1,0 |
в 3,2р. |
0,7 |
долговые ценные бумаги |
103 |
в 5,5р. |
0,4 |
118,4 |
0,1 |
прочие инвестиции |
19862 |
85,2 |
74,0 |
144,4 |
80,0 |
в том числе: |
|||||
торговые кредиты |
4276 |
162,2 |
15,9 |
117,2 |
9,0 |
прочие кредиты |
15377 |
75,5 |
57,3 |
148,6 |
69,9 |
из них: |
|||||
на срок до 180 дней |
2034 |
59,9 |
7,6 |
111,9 |
11,7 |
на срок свыше 180 дней |
13343 |
78,7 |
49,7 |
159,0 |
58,2 |
прочее |
209 |
64,4 |
0,8 |
159,4 |
1,1 |
Источник: Росстат.
1) Данные приведены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.
2) Накопленный организацией иностранный капитал - общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств.
В январе-сентябре 2005г. в экономику России поступило 26.8 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре 2004 года. При этом объем прямых инвестиций составил 6.6 млдр.долл.США (рост составил 18.1 %), что составляет 25 % от совокупного объема поступивших иностранных инвестиций.
ТАБЛИЦА 3
СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2005 Г.
млн.долларов США
Поступило |
Погашено (выбыло) |
Переоценка и прочие изменения активов и обязатепьст в |
Накоплено на конец сентября 2005г. |
||
всего |
в% к итогу |
||||
Всего |
26829 |
16402 |
2891 |
96474 |
100 |
в том числе по организациям с основным видом деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
87 |
26 |
-1 |
593 |
0,6 |
рыболовство, рыбоводство |
18 |
20 |
-1 |
150 |
0,2 |
добыча полезных ископаемых |
4594 |
787 |
2 |
20715 |
21,5 |
обрабатывающие производства |
7577 |
7625 |
2690 |
25659 |
26,6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
239 |
102 |
4 |
536 |
0,6 |
строительство |
135 |
53 |
1 |
716 |
0,7 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8586 |
5635 |
3 |
22656 |
23,5 |
гостиницы и рестораны |
48 |
15 |
-0,2 |
432 |
0,4 |
транспорт и связь |
2253 |
489 |
16 |
8528 |
8,8 |
финансовая деятельность |
1376 |
628 |
155 |
5548 |
5,8 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1823 |
882 |
-4 |
7810 |
8,1 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
- |
50 |
28 |
2672 |
2,8 |
образование |
0,1 |
- |
- |
2 |
0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
8 |
26 |
- |
33 |
0,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
85 |
64 |
-2 |
424 |
0,4 |
Источник: Росстат.
За 3 квартала 2005 г. в обрабатывающее производство поступило 7.6 млдр.долл.США, что на 3 млдр.долл.США больше, чем в добывающие отрасли. Одновременно с этим в указанный период произошло существенное погашение возвратных инвестиций в отраслях обрабатывающей промышленности на сумму, эквивалентную притоку иностранных инвестиций в эти отрасли. Однако объем накопленных инвестиций в перерабатывающих отраслях (26.6%) заметно превышает показатель в добывающих отраслях (21.5%).
Анализ существующей структуры инвестиций в основной капитал позволяет выделить следующие проблемы, без решения которых невозможно увеличить их объемы:
- неразвитость финансовых рынков, не позволяющая значительно увеличить финансирование инвестиционных проектов за счет привлеченных средств;
- низкий уровень корпоративного управления, ограничивающего привлечение инвестиций, в частности, за счет привлеченных средств;
- отсутствие эффективных налоговых механизмов, стимулирующих инвестиции в основной капитал, в том числе за счет собственных средств;
- отсутствие эффективных экономических механизмов, способствующих своевременному обновлению основных фондов в экономике;
- недостаточно активное использование механизмов частно-государственного партнерства и повышение эффективности государственных инвестиций;
- высокие политические риски и слабое правоприменение, тормозящие приток прямых и портфельных иностранных
- инвестиций.
Вместе с тем, общей проблемой российской экономики, оказывающей негативное влияние на деловую среду и, в частности, инвестиционный климат в Российской Федерации, является низкое качество государственного управления и экономических институтов, высокий уровень административных барьеров и коррупции.
Основные усилия Правительства Российской Федерации сегодня сосредоточены на устранении необоснованных барьеров инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, повышении прозрачности экономики, снижении рисков, в частности улучшение правоприменения, защита прав собственности, а также развитии новых инвестиционных механизмов. Направления действий Правительства Российской Федерации в этих областях включены в проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы).
К настоящему моменту были реализованы мероприятия по ряду вышеуказанных направлений:
1. 2 июля 2005 г. в целях повышения эффективности лицензирования был подписан федеральный закон, вносящий поправки в соответствующий федеральный закон, который направлен на сокращение количества лицензируемых видов деятельности, уточнение полномочий лицензирующих органов и защиту прав предпринимателей.
2. В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации был подписан Градостроительный кодекс Российской Федерации, который регулирует вопросы, связанные с отношениями по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства и их реконструкции. >
3. В рамках реформы правоприменения продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты
прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства.
4. 7 марта 2005 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В рамках закона были увеличены пороговые значения стоимости активов хозяйствующих субъектов.
5. В 2004 году Президентом Российской Федерации был подписан ряд законов, направленных на развитие фондового рынка, в том числе о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», направленный на защиту средств клиентов участников рынка ценных бумаг, и в Федеральный закон «Об акционерных обществах», направленный на улучшение инвестиционной деятельности акционерных обществ путем проведения эффективной дивидендной политики и соблюдения финансовой и хозяйственной прозрачности.
6. В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан закон о кредитных историях. Закон определяет порядок формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации о своевременности исполнения заемщиками обязательств по кредитам.
7. 22 июля 2005 г. был подписан Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в настоящее время Правительством утверждаются другие необходимые нормативные акты. Создание в России особых экономических зон должно обеспечить рост инвестиций, как в долгосрочной, так и уже в ближайшей перспективе. Согласно новому закону на территории Российской Федерации планируется создать два типа особых экономических зон:
промышленно-производственные (в целях размещения объектов производственного назначения; общей площадью не более 10 кв. м, на срок не более 20 лет);
технико-внедренческие (в целях создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и техники, общей площадью не более 2 кв. км; на срок не более 20 лет).
В настоящее время Минэкономразвития России ведется работа по отбору заявок на создание свободных экономических зон технико-внедренческого и промышленно производственного типов.
8. 21 июля 2005 г. был подписан Федеральный закон «О концессионных соглашениях», регламентирующий процедуру заключения, изменения и прекращения договоров концессии. Вступление данного закона в силу позволит привлечь частные инвестиции в инфраструктуру, ЖКХ и другие сферы, снизить бюджетные затраты на эксплуатацию и создание государственного и муниципального имущества, увеличить поступления от налогов и других выплат в бюджеты всех уровней, предоставит дополнительные гарантии инвесторам.
9. Подготовлено и внесено в Правительство Российской Федерации положение об Инвестиционном фонде, которое определяет формы и механизмы предоставления государственной поддержки за счет средств фонда, этапы и процедуру отбора инвестиционных проектов, основные требования к представляемой документации и проведению мониторинга реализации данных проектов.
В среднесрочной перспективе политика Правительства Российской Федерации по стимулированию инвестиций в основной капитал будет реализовывать двух основных направлениях: развитие новых институтов (особые экономические зоны, частно-государственное партнерство, кредитные бюро) и совершенствование имеющихся.
В рамках первого направления будут осуществляться мероприятия по - строительству инфраструктуры особых экономических зон. На сегодняшний день конкурс на создание особых зон
промышленно-производственного и технико-внедренческого типа завершается. Поступило более 70 заявок. Итоги конкурса будут подведены до конца ноября.
- реализации инвестиционных проектов, финансируемых на основе софинансирования из Инвестиционного фонда. В рамках создания Инвестиционного фонда Правительством Российской Федерации планируется выделить около 70 млрд. руб. в 2006 г. на финансирование проектов, имеющих общегосударственное значение и реализуемых на условиях государственно-частного партнерства. Положение о фонде в настоящий момент находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
реализации концессионных соглашений. В настоящее время разрабатывается типовое концессионное соглашение. В рамках второго направления предполагается предпринять меры по совершенствованию действующих институтов и дебюрократизации экономики. В частности, особое внимание будет уделено следующим мероприятиям.
1. Совершенствование порядка начисления амортизации.
В настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2005г. № АЖ-П13-5118 Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», которая предполагает укрупнение групп амортизируемого имущества, а также пересмотр сроков полезного использования (в сторону уменьшения) отдельных групп и видов основных средств. Намечаемые изменения позволят существенно
увеличить объемы амортизации и, соответственно, собственные финансовые источники инвестиций.
2. Совершенствование налога на прибыль организаций.
В части совершенствования налога на прибыль будет, во-первых, изменен порядок отнесения на себестоимость расходов на осуществление НИОКР, с целью стимулирования инновационной активности. В этой связи будут предприняты следующие меры:
- сокращены сроки, в течение которых расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов в целях налога на прибыль (возможно установление общего порядка);
- включен в состав прочих расходов весь объем расходов на НИОКР, которые не привели к положительному результату.
Во-вторых, будет изменен порядок переноса убытков на будущее, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий - резидентов особых экономических зон, а в дальнейшем - рассмотрен вопрос об изменении этого порядка в отношении всех налогоплательщиков.
3. Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование.
Действующие ставки ввозных таможенных тарифов в ряде отраслей промышленности недостаточны для поддержания высоких темпов структурных изменений, направленных на ускоренное обновление основных производственных фондов и модернизацию промышленности.
Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на своем заседании 8 ноября 2005 г. одобрила установление ставок ввозных таможенных пошлин в размере равном нулю на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России.
Отмена пошлины значительно снизит налоговое бремя производителям и позволит осуществить модернизацию производства. ♦
4. Совершенствование форм 1 направлений развития промышленности.
Одним из новых направлений может стать развитие высокотехнологичных территориш ьно-отраслевых кластеров. В связи с этим необходимо разработать и утвердить Концепцию развития кластеров и соответствующий план по ее реализации, а также организовать эксперименты по поддержке реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровне.
Государственная поддержки территориально-отраслевых кластеров может выражаться в следующем:
- капитальные вложения в развитие инфраструктуры (пло.щади и инженерные сети) на уровне не более 30% от общей стоимости, остальное привлечь из бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников-участников инновационной деятельности;
- компенсацию процентной ставки по лизинговым схемам на приобретение оборудования;
отмену ввозных таможенных пошлин на дорогостоящее оборудование.