О мерах по совершенствованию системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства

 

В январе-октябре 2005 г. объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличились относительно соответствующего периода прошлого года на 9.9% (в январе-октябре 2004 г. - на 11 процентов).

Баланс собственных и привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2005 г. практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время произошли значительные изменения в составе как привлеченных, так и собственных средств. Значительно (на 2.9%) возросла доля прибыли; остающейся в распоряжении организаций, направляемой на инвестиции при одновременном снижении доли используемой в инвестиционных целях амортизации (на 3 процента).

В привлеченных средствах отмечается рост бюджетных средств (на 1.8%), в том числе средств федерального бюджета (на 1.1%) и средств бюджетов субъектов Федерации (на 0.6%), при снижении доли банковского кредитования (на 1.2 процента).

ТАБЛИЦА 1

СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)

 

Январь-сентябрь 2005 г.

Справочно

Январь-сентябрь

2004 г.

в % к итогу

млрд.

рублей

в% к

итогу

Инвестиции в основной капитал

в том числе по источникам

финансирования:

1681.6

100

100

собственные средства

798.3

47.5

47.4

из них:

прибыль, остающаяся в распоряжении организации

338.1

20.1

17.0

амортизация

389.6

23.2

26.2

привлеченные средства

883.3

52.5

52.6

из них:

 

 

 

кредиты банков

109.0

6.5

7.7

из них кредиты иностранных банков

18.7

1.1

1.4

заемные средства других организаций

132.8

7.9

7.3

бюджетные средства в том числе:

315.0

18.7

16.9

из федерального бюджета

из бюджетов субъектов Федерации

средства внебюджетных фондов

101.6

198.7

7.6

6.0

11.8

0.5

4.9

11.2

0.8

 прочие

319.0

19.0

19.9

из них:

 

 

 

средства вышестоящих организаций

176.3

10.5

11.8

средства, полученные на долевое участие в строительстве (организаций и населения)

62.3

3.7

3.5

средства от выпуска корпоративных

облигаций

3.0

0.2

0.2

средства от эмиссии акций

6.2

0.4

0.2

Из общего объема инвестиций в основной капитал - инвестиции из-за рубежа

88.5

5.3

5.4

Источник: оценка Минэкономразвития России.

 

 

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал практически не изменилась и составила 5.3% (январь-сентябрь 2004 г. - 5.4 процента).

По состоянию на конец сентября 2005г. накопленный иностранный капитал2) в экономике России составил 96,5 млрд.долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 53.1% (на конец сентября 2004г. - 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных - 2.0% (2.0%).

Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2005г. - Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция. На

долю этих стран приходилось 81.7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79.3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

ТАБЛИЦА 2

 СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ, ПОСТУПИВШИХ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2005 Г.

Январь-сентябрь 2005г.

Справочно

млн.

в%к

январь-сентябрь 2004г.

долларов США

январю-сентябрю 2004г.

итогу

е%к

январю-сентябрю 2003г.

итогу

Инвестиции

26829

92,1

100

139,4

100

из них:

прямые инвестиции

6602

118,1

24,6

119,8

19,2

в том числе:

взносы в капитал

4718

129,3

17,6

в 2,2р.

12,5

лизинг

133

в 7,1р.

0,5

120,0

0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

1593

133,7

5,9

84,3

4,1

прочие прямые инвестиции

158

21,6

0,6

46,2

2,5

портфельные инвестиции

365

160,5

1,4

в 2,8р.

0,8

в том числе:

акции и паи

262

125,3

1,0

в 3,2р.

0,7

долговые ценные бумаги

103

в 5,5р.

0,4

118,4

0,1

прочие инвестиции

19862

85,2

74,0

144,4

80,0

в том числе:

торговые кредиты

4276

162,2

15,9

117,2

9,0

прочие кредиты

15377

75,5

57,3

148,6

69,9

из них:

на срок до 180 дней

2034

59,9

7,6

111,9

11,7

на срок свыше 180 дней

13343

78,7

49,7

159,0

58,2

прочее

209

64,4

0,8

159,4

1,1

Источник: Росстат.

 

1) Данные приведены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.

2) Накопленный организацией иностранный капитал - общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств.

 

 

В январе-сентябре 2005г. в экономику России поступило 26.8 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре 2004 года. При этом объем прямых инвестиций составил 6.6 млдр.долл.США (рост составил 18.1 %), что составляет 25 % от совокупного объема поступивших иностранных инвестиций.

ТАБЛИЦА 3

СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2005 Г.

млн.долларов США

Поступило

Погашено (выбыло)

Переоценка и прочие изменения активов и обязатепьст в

Накоплено на конец сентября 2005г.

всего

в% к итогу

Всего

26829

16402

2891

96474

100

в том числе по организациям с основным видом деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

87

26

-1

593

0,6

рыболовство, рыбоводство

18

20

-1

150

0,2

добыча полезных ископаемых

4594

787

2

20715

21,5

обрабатывающие производства

7577

7625

2690

25659

26,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

239

102

4

536

0,6

строительство

135

53

1

716

0,7

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

8586

5635

3

22656

23,5

гостиницы и рестораны

48

15

-0,2

432

0,4

транспорт и связь

2253

489

16

8528

8,8

финансовая деятельность

1376

628

155

5548

5,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1823

882

-4

7810

8,1

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

-

50

28

2672

2,8

образование

0,1

-

-

2

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

8

26

-

33

0,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

85

64

-2

424

0,4

Источник: Росстат.

 

 

За 3 квартала 2005 г. в обрабатывающее производство поступило 7.6 млдр.долл.США, что на 3 млдр.долл.США больше, чем в добывающие отрасли. Одновременно с этим в указанный период произошло существенное погашение возвратных инвестиций в отраслях обрабатывающей промышленности на сумму, эквивалентную притоку иностранных инвестиций в эти отрасли. Однако объем накопленных инвестиций в перерабатывающих отраслях (26.6%) заметно превышает показатель в добывающих отраслях (21.5%).

Анализ существующей структуры инвестиций в основной капитал позволяет выделить следующие проблемы, без решения которых невозможно увеличить их объемы:

- неразвитость финансовых рынков, не позволяющая значительно увеличить финансирование инвестиционных проектов за счет привлеченных средств;

- низкий уровень корпоративного управления, ограничивающего привлечение инвестиций, в частности, за счет привлеченных средств;

- отсутствие эффективных налоговых механизмов, стимулирующих инвестиции в основной капитал, в том числе за счет собственных средств;

- отсутствие эффективных экономических механизмов, способствующих своевременному обновлению основных фондов в экономике;

- недостаточно активное использование механизмов частно-государственного партнерства и повышение эффективности государственных инвестиций;

- высокие политические риски и слабое правоприменение, тормозящие приток прямых и портфельных иностранных

- инвестиций.

Вместе с тем, общей проблемой российской экономики, оказывающей негативное влияние на деловую среду и, в частности, инвестиционный климат в Российской Федерации, является низкое качество государственного управления и экономических институтов, высокий уровень административных барьеров и коррупции.

Основные усилия Правительства Российской Федерации сегодня сосредоточены на устранении необоснованных барьеров инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, повышении прозрачности экономики, снижении рисков, в частности улучшение правоприменения, защита прав собственности, а также развитии новых инвестиционных механизмов. Направления действий Правительства Российской Федерации в этих областях включены в проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы).

К настоящему моменту были реализованы мероприятия по ряду вышеуказанных направлений:

1. 2 июля 2005 г. в целях повышения эффективности лицензирования был подписан федеральный закон, вносящий поправки в соответствующий федеральный закон, который направлен на сокращение количества лицензируемых видов деятельности, уточнение полномочий лицензирующих органов и защиту прав предпринимателей.

2. В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации был подписан Градостроительный кодекс Российской Федерации, который регулирует вопросы, связанные с отношениями по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства и их реконструкции. >

3. В рамках реформы правоприменения продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты

прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства.

4. 7 марта 2005 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В рамках закона были увеличены пороговые значения стоимости активов хозяйствующих субъектов.

5. В 2004 году Президентом Российской Федерации был подписан ряд законов, направленных на развитие фондового рынка, в том числе о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», направленный на защиту средств клиентов участников рынка ценных бумаг, и в Федеральный закон «Об акционерных обществах», направленный на улучшение инвестиционной деятельности акционерных обществ путем проведения эффективной дивидендной политики и соблюдения финансовой и хозяйственной прозрачности.

6. В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан закон о кредитных историях. Закон определяет порядок формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации о своевременности исполнения заемщиками обязательств по кредитам.

7. 22 июля 2005 г. был подписан Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в настоящее время Правительством утверждаются другие необходимые нормативные акты. Создание в России особых экономических зон должно обеспечить рост инвестиций, как в долгосрочной, так и уже в ближайшей перспективе. Согласно новому закону на территории Российской Федерации планируется создать два типа особых экономических зон:

промышленно-производственные (в целях размещения объектов производственного назначения; общей площадью не более 10 кв. м, на срок не более 20 лет);

технико-внедренческие (в целях создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и техники, общей площадью не более 2 кв. км; на срок не более 20 лет).

В настоящее время Минэкономразвития России ведется работа по отбору заявок на создание свободных экономических зон технико-внедренческого и промышленно производственного типов.

8. 21 июля 2005 г. был подписан Федеральный закон «О концессионных соглашениях», регламентирующий процедуру заключения, изменения и прекращения договоров концессии. Вступление данного закона в силу позволит привлечь частные инвестиции в инфраструктуру, ЖКХ и другие сферы, снизить бюджетные затраты на эксплуатацию и создание государственного и муниципального имущества, увеличить поступления от налогов и других выплат в бюджеты всех уровней, предоставит дополнительные гарантии инвесторам.

9. Подготовлено и внесено в Правительство Российской Федерации положение об Инвестиционном фонде, которое определяет формы и механизмы предоставления государственной поддержки за счет средств фонда, этапы и процедуру отбора инвестиционных проектов, основные требования к представляемой документации и проведению мониторинга реализации данных проектов.

В среднесрочной перспективе политика Правительства Российской Федерации по стимулированию инвестиций в основной капитал будет реализовывать двух основных направлениях: развитие новых институтов (особые экономические зоны, частно-государственное партнерство, кредитные бюро) и совершенствование имеющихся.

В рамках первого направления будут осуществляться мероприятия по - строительству инфраструктуры особых экономических зон. На сегодняшний день конкурс на создание особых зон

промышленно-производственного и технико-внедренческого типа завершается. Поступило более 70 заявок. Итоги конкурса будут подведены до конца ноября.

- реализации инвестиционных проектов, финансируемых на основе софинансирования из Инвестиционного фонда. В рамках создания Инвестиционного фонда Правительством Российской Федерации планируется выделить около 70 млрд. руб. в 2006 г. на финансирование проектов, имеющих общегосударственное значение и реализуемых на условиях государственно-частного партнерства. Положение о фонде в настоящий момент находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

реализации концессионных соглашений. В настоящее время разрабатывается типовое концессионное соглашение. В рамках второго направления предполагается предпринять меры по совершенствованию действующих институтов и дебюрократизации экономики. В частности, особое внимание будет уделено следующим мероприятиям.

1. Совершенствование порядка начисления амортизации.

В настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2005г. № АЖ-П13-5118 Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», которая предполагает укрупнение групп амортизируемого имущества, а также пересмотр сроков полезного использования (в сторону уменьшения) отдельных групп и видов основных средств. Намечаемые изменения позволят существенно

увеличить объемы амортизации и, соответственно, собственные финансовые источники инвестиций.

2. Совершенствование налога на прибыль организаций.

В части совершенствования налога на прибыль будет, во-первых, изменен порядок отнесения на себестоимость расходов на осуществление НИОКР, с целью стимулирования инновационной активности. В этой связи будут предприняты следующие меры:

- сокращены сроки, в течение которых расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов в целях налога на прибыль (возможно установление общего порядка);

- включен в состав прочих расходов весь объем расходов на НИОКР, которые не привели к положительному результату.

Во-вторых, будет изменен порядок переноса убытков на будущее, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий - резидентов особых экономических зон, а в дальнейшем - рассмотрен вопрос об изменении этого порядка в отношении всех налогоплательщиков.

3. Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование.

Действующие ставки ввозных таможенных тарифов в ряде отраслей промышленности недостаточны для поддержания высоких темпов структурных изменений, направленных на ускоренное обновление основных производственных фондов и модернизацию промышленности.

Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на своем заседании 8 ноября 2005 г. одобрила установление ставок ввозных таможенных пошлин в размере равном нулю на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России.

Отмена пошлины значительно снизит налоговое бремя производителям и позволит осуществить модернизацию производства. ♦

4. Совершенствование форм 1 направлений развития промышленности.

Одним из новых направлений может стать развитие высокотехнологичных территориш ьно-отраслевых кластеров. В связи с этим необходимо разработать и утвердить Концепцию развития кластеров и соответствующий план по ее реализации, а также организовать эксперименты по поддержке реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровне.

Государственная поддержки территориально-отраслевых кластеров может выражаться в следующем:

- капитальные вложения в развитие инфраструктуры (пло.щади и инженерные сети) на уровне не более 30% от общей стоимости, остальное привлечь из бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников-участников инновационной деятельности;

- компенсацию процентной ставки по лизинговым схемам на приобретение оборудования;

отмену ввозных таможенных пошлин на дорогостоящее оборудование.