МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

 

 

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

 

 

 

    Минфин России в соответствии с письмом Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.10.2005г. № П27-485-РТК по вопросу о мерах по совершенствованию системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства, сообщает следующее.

    Федеральным законом от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 58-ФЗ) в главу 25 Кодекса внесены изменения и дополнения, касающиеся в том числе, порядка признания в целях налогообложения расходов на капитальные вложения организаций, затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также порядка переноса убытков прошлых лет на будущее.

    В частности, с 1 января 2006 года, согласно изменениям, внесенным в статью 259 Кодекса, налогоплательщику предоставляется право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств ( за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса.

    При этом при расчете амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на указанные выше капитальные вложения.

Таким образом, налогоплательщик получает право единовременного списания в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на капитальные вложения в сумме до 10 процентов от их первоначальной стоимости, определяемой по правилам, предусмотренным главой 25 Кодекса. Оставшаяся часть таких расходов уменьшает налоговую базу постепенно через механизм амортизации.

    С 1 января 2006 года изменяется также порядок отнесения к расходам расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, предусмотренные статьей 262 Кодекса.

    Так, расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки , относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в следующем порядке.

Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение двух лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). В настоящее время такие расходы включаются в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет. Налогоплательщик, таким образом, с 1 января 2006 года получает возможность более быстрого списания инновационных расходов.

    Кроме того, с 1 января 2006 года отменяется ограничение, установленное в настоящее время в размере 70 % от фактически произведенных расходов, по списанию расходов на НИОКР, осуществляемых в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата. Такие расходы будут списываться равномерно в течение трех лет в полной сумме фактически осуществленных расходов.

    Рассматриваемые изменения законодательства согласуются с государственной экономической политикой, направленной на улучшение инвестиционного и инновационного климата, стимулирование организаций на ускорение процесса обновления 

производства и производственных фондов, что в перспективе обеспечит увеличение налоговой массы в доходах бюджетов за счет роста производства и, соответственно, общей массы прибыли организаций.

    По вопросу о мерах по совершенствованию системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства, в отношении налога на добавленную стоимость сообщаем следующее.

    В целях стимулирования инвестиционной активности и реализации долгосрочных программ строительства объектов, а также сокращения отвлечения финансовых ресурсов налогоплательщиков на уплату налогов и упрощения действующего порядка исчисления налоговых платежей Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» ( далее - Закон) с 1 января 2006 года вводится общеустановленный порядок вычетов налога на добавленную стоимость по строящимся объектам.

    Так, начиная с 2006 года, налогоплательщикам будет производиться полное возмещение налога на добавленную стоимость не после окончания строительства объектов и сдачи их в эксплуатацию, как установлено в настоящее время, а в процессе капитального строительства объектов по мере выполнения строительно-монтажных работ и приобретения строительных материалов.

    Следует отметить, что предусмотренное Законом возмещение налога на добавленную стоимость в процессе капитального строительства, в том числе по мере приобретения строительных материалов, особенно актуально для тех организаций, у которых значительную долю составляют объемы строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами.

 

С.Д.Шаталов