Министерство

промышленности и

энергетики Российской

Федерации

Департамент правовых отношений

 

Ответственному секретарю Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

В.Т. ПОНИЗОВУ

На№П27-488-РТК от 10 октября 2005 г.

 

 

 

Уважаемый Владимир Трофимович!

 

             В соответствии с пунктом 17 Единого плана первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на II полугодие 2005 года по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы, утвержденного Координатором Комиссии, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуковым 28 июня 2005 года, представляем материалы по вопросу: «О мерах по совершенствованию системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства».

            Приложение: на 9 л.

 

Директор Департамента правовых отношений,
член Российской трехсторонней комиссии                                                                                                    В.И. Тараскин

 

 

О мерах по совершенствованию системы и механизмов

стимулирования организаций, осуществляющих капитальные

вложения в модернизацию и развитие производства.

 

Проектами программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году с учетом дополнительных мер по ускорению темпов экономического роста, одобренных на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации (протокол от 30 сентября 2005 г. № 4), предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на развитие и модернизацию производства, включая создание нормативно-правовых и финансово-экономических условий для стимулирования организаций, осуществляющих меры по обновлению научно-производственной базы, в том числе путем реализации приоритетных бизнес-проектов по выпуску конкурентоспособной продукции.

Предусмотрены следующие меры.

1. Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование

Действующие ставки ввозных таможенных тарифов в ряде отраслей промышленности недостаточны для поддержания высоких темпов структурных изменений, направленных на ускоренное обновление основных производственных фондов и модернизацию промышленности.

Принятие решений о снижении таможенных пошлин осуществляется по отдельным видам оборудования только при наличии заявок отдельных предприятий и пакета документов (экспертное заключение об отсутствии производства аналогичного технологического оборудования на территории Российской Федерации, расчет бюджетной эффективности, оценку финансово-экономического состояния предприятия, а также других материалов). В связи с этим процедура подготовки материалов для

принятия решений длится 6-12 месяцев. Необходимо разработать четкие процедуры по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, что позволит обеспечить оперативность принятия решений.

Для обеспечения обновления основных производственных фондов необходимо принять решение Правительства Российской Федерации о дополнительном снижении или отмене ввозных таможенных пошлин на указанное технологическое оборудование.

2. Активизация инновационной деятельности, направленной на создание условий для выпуска высокотехнологичной продукции.

Мировой опыт показывает, что стимулирование инноваций является одним из факторов устойчивого социально-экономического роста, способствует освоению промышленностью производства новой высокотехнологичной продукции, позволяет выйти на существующие мировые рынки наукоемкой продукции и создавать новые. Инновации должны стать мощным фактором развития всех секторов промышленности.

В целях реализации Основных направлений политики российской Федерации в области инновационной системы на период до 2010 года разработан и в настоящее время находится в процессе согласования комплекс мероприятий на 2005-2006 годы по реализации этих направлений.

Указанным комплексом мероприятий предусматривается развитие системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства путем создания благоприятной экономической и правовой среды, формирования инфраструктуры инновационной системы, создания системы государственной поддержки коммерциализации результатов

интеллектуальной деятельности.

Например, предусматривается разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации. с целью стимулирования инновационной деятельности и

внедрения в производство наукоемких технологий», разработка нормативного регулирования смешанных государственно-частных форм финансирования научных исследований.

Кроме того, должен быть представлен в Правительство Российской Федерации проект концепции стимулирования инновационной активности предприятий; разработаны предложения по формированию общероссийского, отраслевых и региональных советов работодателей по технологической политике; а также предложения по развитию механизмов активизации взаимодействия участников инновационной деятельности; меры государственного стимулирования создания интегрированных структур науки, образования, промышленности, агропромышленного комплекса и организаций инновационной структуры, с целью создания непрерывной системы разработки, освоения в производстве, промышленного выпуска и реализации инновационной продукции (услуг).

Развитие системы венчурного инвестирования и привлечения внебюджетных средств для финансирования высоко рисковых проектов, в том числе развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства. С этой целью намечена разработка постановления Правительства Российской Федерации «О порядке формирования и использования средств Венчурного инновационного фонда».

Минпромэнерго России в рамках своей компетенции участвует в разработке указанных мероприятий.

3. Ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот земли.

Предусмотренный Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок для переоформления прав на землю истекает 1 января 2006 года. Общее число переоформленных с права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, принадлежащих юридическим лицам, по экспертным оценкам, составляет

менее 25% от общего числа земельных участков, которые могут быть переоформлены, поскольку для большинства предприятий действующие выкупные цены и арендная плата являются финансово обременительными.

Большая часть земельных участков не вовлечена в хозяйственный оборот, что препятствует развитию залогового права и ограничивает возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов, необходимых для развития производства и обновления основных производственных фондов. Необходимо установить размер выкупных цен и арендной платы с учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия, стимулируя приобретение земельных участков в собственность путем установления минимальных цен, а в некоторых случаях бесплатно.

В связи с этим необходимо продлить на 3 года срок обязательного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения.

Установление разумных и обоснованных ставок выкупа и арендной платы за землю будет способствовать развитию земельных отношений. Создание полноценных единых объектов недвижимости (имущественных комплексов) станет гарантией прав собственности на недвижимость, обеспечит приток инвестиций в действующие и новые предприятия.

4. Государственная поддержка экспорта продукции.

Современный российский экспорт характеризуется высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров. Доля машин и оборудования в экспорте составляет около 9 %.

В целях поддержки экспорта отечественной продукции в связи с предстоящим присоединением Российской Федерации к ВТО необходимо создать систему государственной поддержки, аналогичную сложившейся в странах-членах ВТО.

В связи с этим является целесообразным создание на базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка государственного специализированного экспортно-импортного банка, законодательное определение его статуса, функций и полномочий.

Это будет стимулировать использование таких механизмов как долгосрочное кредитование и субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков.

5. Совершенствование форм и направлений развития промышленности.

Одним из новых направлений может стать развитие высокотехнологичных территориально-отраслевых кластеров. В связи с чем необходимо разработать и утвердить Концепцию развития кластеров и соответствующий план по ее реализации, а также организовать эксперименты по поддержке реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровне.

Государственная поддержка территориально-отраслевых кластеров может выражаться в следующем:

капитальные вложения в развитие инфраструктуры (площади и инженерные сети) на уровне не более 30% от общей стоимости, остальное привлечь из бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников-участников инновационной деятельности;

компенсацию процентной ставки по лизинговым схемам на приобретение оборудования;

отмену ввозных таможенных пошлин на дорогостоящее оборудование.

Предусматривается совершенствование структуры и качества федеральных целевых программ, а также расширение использования ведомственных целевых программ, разработка комплексного плана по развитию механизмов государственно-частного партнерства.

П. В настоящее время мероприятия по техническому перевооружению организаций оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом осуществляется в рамках государственных нужд, в том числе государственного оборонного заказа и целого ряда федеральных целевых программ, из которых базовыми являются ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы, «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006годы), «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».

Однако, несмотря на абсолютный рост объема инвестиций в основной капитал, их масштабы недостаточны для кардинальной замены устаревших и изношенных фондов, технологического развития и решения повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Основным источником инвестиций в основной капитал по-прежнему являются собственные средства предприятий и организаций. Например, в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) более 70%. Значительная изношенность активной части основных производственных фондов является основной причиной отсутствия начисления амортизации. Одним из источников инвестирования может быть также прибыль предприятия. Высокие затраты на производство продукции не позволяют значительной части предприятий и организаций выделять необходимые ресурсы для самоинвестирования.

В целях обеспечения комплексного системного решения проблем развития ОПК и обновления его производственно-технологической базы разработан ряд проектов стратегических и программных документов. Разработана и прошла обсуждение на заседании Правительства Российской Федерации стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, завершается разработка стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2030 года, которые должны стать основой для выработки решений в сфере государственной социально-экономической и промышленной политики в области ОПК.

В стратегической перспективе ключевую роль в реализации общесистемных задач, стоящих перед ОГЖ должна сыграть федеральная целевая программа развития ОГЖ Российской Федерации, проект которой в соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации разрабатывается Минпромэнерго России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти. Подготовлен на вариантной основе проект концепции программы (документ согласован с Минобороны России, Минобрнауки России, Роскосмосом и Росатомом).

Основной объем бюджетных инвестиций намечается направить на обновление научно-производственной базы предприятий и организаций ОПК в обеспечение реализации разрабатываемой Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, развитие промышленных критических и базовых технологий, создание производственных мощностей на предприятиях ресурсно-сырьевого сектора, в том числе по обеспечению производства авиационно-космических материалов и электронной компонентной базы.

Вместе с тем, принципиальным является то, что значительный объем ресурсного обеспечения данной программы должны составить внебюджетные средства, привлекаемые главным образом, на кредитной основе для развития на диверсифицируемых мощностях выпуска высокотехнологичной, в том числе импортозамещающей, продукции двойного и гражданского назначения, ориентированной на рыночный спрос.

В целях стимулирования технического перевооружения предприятий ОПК, обеспечения реализации приоритетных инновационных и инвестиционных проектов по выпуску конкурентоспособной продукции Минпромэнерго России предполагает использовать механизмы субсидирования процентных ставок по коммерческим кредитам и лизинга высокотехнологичного оборудования и с этой целью внести в установленном порядке предложения о выделении соответствующих средств из федерального бюджета, начиная с 2007 года.

Подготовлен и одобрен на Межведомственной комиссии по реформированию и развитию ОПК, образованной приказом Минпромэнерго России от 27 августа 2004 г. № 83, (в состав которой входят ответственные представители федеральных органов исполнительной власти, а также член исполкома Ассоциации российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности - председатель профсоюза работников общего машиностроения - Спиченок Ю.С.) проект Плана-графика подготовки свыше 20 проектов нормативных правовых актов, в том числе 10 проектов федеральных законов, направленных на правовое обеспечение условий для устойчивого развития и повышению инвестиционной привлекательности организаций ОПК, сохранение государственного контроля над стратегически значимыми для национальной безопасности и обороноспособности страны организациями комплекса, регламентацию вопросов создания и функционирования интегрированных структур и казенных предприятий в ОПК, предотвращение банкротства стратегических предприятий и организаций комплекса, повышение эффективности управления государственной собственностью и уровня менеджмента и ряд других вопросов.

В частности предусматривается:

внесение изменений в Федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об акционерных обществах» для правового обеспечения государственно-частного партнерства в деятельности стратегических акционерных обществ ОПК;

внесение изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» с целью создания правовых условий для осуществления оперативного лизинга авиационной техники;

подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации о беспошлинном ввозе оборудования и комплектующих изделий, не имеющих отечественных аналогов, для производства авиационной техники;

внесение изменений в нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, связанные с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

Необходимо отметить, что успешная реализация указанных мер по обновлению научно-технического и производственно-технологического потенциала отраслей промышленности будет зависеть от скоординированных действий на всех уровнях управления, в том числе от самих предприятий и организаций, их деловой активности и инициативы.

Предусмотрены также мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала ОПК, включая организацию системы подготовки и переподготовки научных, инженерных и рабочих кадров на основе единых государственных планов, совершенствование профессиональных стандартов, разработку программ и технологий подготовки кадров, в том числе для национальной технологической базы и в области менеджмента качества, также создание учебно-методической и программно-технической базы для организации многоуровневого обучения.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации образована рабочая группа Межведомственной комиссии по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса (протокол от 12 октября 2005 г. № 8) возглавляемая руководителем Роспрома - Алешиным Борисом Сергеевичем, для выработки конкретных мер по стабилизации финансово-экономического состояния организаций ОПК и сохранению и развитию его кадрового потенциала.