Б.А. Котляр, Ю.А. Медведев «Социальное партнерство и конкурентоспособность»

Аннотация

Конкурентоспособность как цель и условие пока не присутствует в законах, регламенти­рующих трудовые отношения и отношения сторон социального партнерства. Однако, это вовсе не значит, что формируя сегодня свои отношения, стороны социального партнерства не должны считать целью этих взаимоотношений обеспечение конкурентоспособности и получение долговременных конкурентных преимуществ предприятий. Особенно, если при этом конкурентоспо­собность предприятий будет получать отражение в повышении качества жизни как работников, так и населения регионов.

В Книге на примере предприятий горно-металлургического комплекса показаны основные проблемы развития отрасли, без решения которых она не сможет быть конкурентоспособ­ной в условиях глобализации. Использован значительный объем информации, характеризую­щей как ситуацию на мировом и внутреннем рынках металлопродукции, так и состояние основного капитала ведущих компаний. Показана необходимость разработки стратегий долговре­менной конкурентоспособности, учитывающих обязательность преодоления отставания отече­ственных предприятий по уровню производительности труда, затратам энергоресурсов, развитию сырьевой базы, модернизации производства и другим условиям конкурентоспособности.

При этом показана капиталоемкость отрасли и определены варианты привлечения инвестиций, потребность в которых уже составила $ 30-35 на тонну выплавленной стали.

Необходимое место уделено такому условию конкурентоспособности как транснационализация бизнеса. Без приобретения зарубежных предприятий, обеспечивающих как сырьевую безопасность, так и возможность выхода на американский и европейский рынки, отечественные компании ОАО «Русский алюминий», группы «ЕвразХолдинг», «Северсталь» и другие не смогли бы успешно конкурировать на мировом рынке с такими соперниками как крупнейшие металлургические компании «Mittal Steel» и «Arcelor». Значительные инвестиции необходимы для соблюдения требований Киотского протокола, совершенствования качества продукции, снижения энергоемкости, ликвидации устаревших производств, в частности, мартеновского, преодоления отставания по использованию технологии непрерывной разливки стали и увеличе­нию объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Металлургические компании вынуждены задумываться о развитии как собственной энергетики, так и внутреннего рынка металлопродукции путем приобретения машинострои­тельных предприятий, в т.ч. производящих металлургическое оборудование.

В книге показана, с одной стороны, необходимость понимания всей сложности решения проблем конкурентоспособности металлургии со стороны государства и профсоюзов, а, с другой стороны, еще недостаточное осознание отечественным бизнесом взаимосвязанности бизнес-сферы и социальной среды деятельности бизнеса.

Сделаны выводы о необходимости учета в стратегии конкурентоспособности интере­сов не только акционеров (собственников), но и интересов персонала, населения региона и об­щегосударственных интересов. Только такие стратегии конкурентоспособности обеспечат компаниям долговременные преимущества. С использованием опыта Уральской горно-металлургической компании, комбинатов группы «ЕвразХолдинг», компании «Северсталь-групп» и , особенно, металлургических предприятий Челябинской области, раскрыты обяза­тельность комплексного (организационного, технического и социального) решения основных проблем конкурентоспособности.

Особое внимание уделено проблеме формирования конкурентоспособного персонала. При решении этой проблемы необходимо максимально использовать возможности социального партнерства для повышения качественного уровня и мотивированности персонала. С учетом влияния профсоюзов на персонал, обоснована целесообразность определения совместных обязанностей сторон партнерства по формирования конкурентоспособного персонала. Необходимость повышения эффективности инвестиций в человеческий капитал требует совершенство­вания взаимодействия бизнеса как с государством, так и с профсоюзами. Так, проблема окупаемости инвестиций в образование и повышение квалификации персонала связана с необходимостью нахождения общего понимания с профсоюзами обязательности существенных разли­чий в уровне оплаты труда между менеджерами и специалистами предприятий, с одной стороны, и рабочими - с другой. Поэтому рекомендовано исключить из перечня позиций, являющихся предметом рассмотрения сторон при заключении соглашений и коллективных договоров, регламентацию соотношения темпов роста оплаты труда различных категорий персонала. Это - одна из значительного числа позиций взаимоотношений работодателей и профсоюза, по которым в книге даны предложения по содержанию соглашений и коллективных договоров.

Особое внимание уделено вопросам мотивации труда, в т.ч. использованию социальных нормативов оплаты труда и взаимоотношениям с профсоюзами по проблемам компенсации за труд. При этом приведены и рассмотрены данные по практике применения отраслевого соци­ального стандарта оплаты труда в горно-металлургическом комплексе.

Опыт совершенствования мотивации труда в металлургических компаниях подтверждает целесообразность индивидуализации трудовых отношений и методов мотивации труда в трудовых договорах и необходимость использования социального пакета как весомой составной части компенсации результатов труда работников. Основной частью такого социального пакета для значительного числа работников может стать участие работодателя в обеспечении работников жильем. Для раскрытия этой проблемы использован опыт Объединения работодателей Челябинской области и предприятий горно-металлургического комплекса. Затронута в книге и проблема реформирования ЖКХ.

Книга содержит рекомендации по предупреждению трудовых конфликтов, связанных с требованиями о повышении заработной платы.

Для правильного понимания характера взаимодействия с профсоюзами предложено внимательно изучать причины коллективных протестных действий зарубежных профсоюзов, а также отечественную практику подобного рода.

Зарубежный менеджмент, несмотря на многолетний опыт трипартизма, рассматривает взаимоотношения с работниками и профсоюзами как фактор приоритетных рисков. И зарубежный, и отечественный опыт подтверждают, что с позиции повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и, в первую очередь, для решения задачи формирования конкурентоспособного персонала необходимо продолжить совершенствование отношений со­циального партнерства, повышать уровень социальной ответственности бизнеса, ввести в прак­тику социальные отчеты компаний. Представлена информация о появлении и развитии поня­тия и практики корпоративной социальной ответственности, а также о первых социальных от­четах российских компаний. Наиболее подробно даны материалы социального отчета ГМК «Норильский никель», верифицированного компанией PriceWaterhouseCoopers.

По мнению авторов, соблюдение принципов социального партнерства и социально от­ветственное поведение бизнеса - это инструменты упреждения риска. Позиция государства по отношению к бизнесу и к социальной среде бизнеса, позиция профсоюзов, во многом определяющая отношение работников к работодателям - всё это факторы, которые могут повести себя нежелательным образом, т.е. риски неудачного развития событий.

Уменьшить вероятность рискованного события при взаимодействии бизнеса с государ­ством и профсоюзами, сформировать с их участием благоприятную для бизнеса социальную среду можно только на основе последовательной реализации принципов социального партнер­ства. Поэтому стратегия конкурентоспособности каждого предприятия должна базироваться на этих принципах, и действия по достижению каждого из условий конкурентоспособности долж­ны быть результатом совместных усилий сторон социального партнерства.

Заказать книгу можно по адресу: 115551, г. Москва, Домодедовская ул., д. 20, к.З, «Консультационно-аналитический адрес «ЦНОТОРГМЕТ».

Объем одного экземпляра книги 608 стр.; стоимость - 490 руб.

Контактные телефоны: 392-73-81 , 392-83-44, факс - 392-72-36