О направлениях развития системы  обязательного социального страхования в увязке с реформой единого социального налога

 

 Основная проблема в настоящее время состоит в несбалансированности бюджета ФСС в части доходов и расходов по обязательному социальному страхованию. По прогнозным оценкам к 2020 году превышение расходов над доходами ФСС в этой части превысит 34,0 % от общего объема поступлений указанных средств.

  

I. Причины несбалансированности бюджета ФСС по обязательному социальному страхованию

 

Основным источником средств бюджета ФСС в части обязательного социального страхования являются отчисления от единого социального налога (далее – ЕСН).

Кроме того, в бюджет ФСС поступают отчисления от налогов, уплачиваемых налогоплательщиками при применении специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог).

Действие шкалы регрессии и сохранение предельного размера выплат, на которые начисляется ЕСН, зачисляемый в ФСС, при номинальной ставке налога 2,9%, приводит к тому, что в 2009 году соотношение доходов от налоговых поступлений в ФСС с фондом оплаты труда составит 2,40%, а к 2020 снизится до 1,49% (в 1,61 раза).

 

 

При этом по налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, обеспеченность расходов поступающими от них доходами от 58,3% в 2009 году достигнет сбалансированности по прогнозным оценкам лишь к 2018 году.

Обеспеченность расходов налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, поступающими доходами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сохранение такого положения потребует возмещения за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов бюджета ФСС для обеспечения выплаты гарантированных гражданам пособий.

Расходы федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС должны будут возрастать темпами, опережающими рост среднемесячной заработной платы в стране на 4-5% ежегодно.

 

Размеры пособий, возмещающих утраченный заработок

 

В настоящее время размеры пособий, возмещающих утраченный заработок ограничиваются максимальными размерами, которые (кроме пособия по беременности и родам) не связаны с величиной заработка, с которого взимаются платежи на обязательное социальное страхование (ЕСН).

Действующим законодательством установлены следующие размеры пособий, направленных на возмещение застрахованным лицам утраченного заработка:

 

Вид пособия

Размер

Максимальный размер

Минимальный размер

Пособие по временной нетрудоспособности

60 % заработка – при страховом стаже до 5 лет;

80 % заработка – при страховом стаже от 5 до 8 лет;

100 % заработка – при страховом стаже 8 и более лет

17 259 руб.

-

Пособие по беременности и родам

100 % заработка

23 400 руб.

-

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет

40 % заработка

6 630 руб.

по уходу за первым ребенком – 1 658 руб.;

по уходу за вторым и последующими детьми – 3 315 руб.

 

Таким образом, в настоящее время размеры указанных пособий ограничиваются максимальными размерами, которые (кроме пособия по беременности и родам) на связаны с величиной заработка, с которого взимаются платежи на обязательное социальное страхование (ЕСН).

Такое положение противоречит базовому принципу соотносимости (эквивалентности) страховых выплат и страховых взносов и также является одной из причин разбалансированности системы обязательного социального страхования.

 Данный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Во исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной, с 1 сентября 2007 года максимальный размер пособия по беременности и родам установлен в сумме 23 400 рублей, что соответствует размеру заработной платы, облагаемой ЕСН по максимальной ставке (280 тыс. рублей в год – первый порог регрессивной шкалы обложения ЕСН).

Этот максимальный размер пособия по беременности и родам установлен также на 2008 год.

Подходы к установлению максимального размера пособия по временной нетрудоспособности не претерпели каких-либо изменений. На 2008-2010 годы максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен в сумме 17 250 рублей за полный календарный месяц (увеличенный на индекс роста цен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в 2007 г.).

Дальнейшее применение максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и подходов по их эпизодическому повышению в условиях роста заработной платы приведет к тому, что эти пособия постепенно утратят свое целевое назначение по возмещению работнику временно утраченного заработка, поскольку в долгосрочной перспективе большинство работников будут получать пособие в одинаковом (максимальном) размере.

Кроме того, установленные в настоящее время максимальные размеры пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком не в полной мере соответствуют правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, а именно:

максимальный размер пособия по беременности и родам определен исходя первого порога регрессивной шкалы ЕСН (то есть из заработка, с которого ЕСН взимается по максимальной ставке), в то время как максимальный заработок, облагаемый ЕСН в части ФСС РФ, составляет        600 000 руб. в год (или 50 000 руб. в месяц);

максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не соотносятся с размером заработка, облагаемого ЕСН в части ФСС РФ.

Необходимо также учитывать, что в настоящее время около 13 млн. граждан, работающих у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог), имеют неравные права на обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности по сравнению с теми, кто работает у работодателей, уплачивающих ЕСН.

Лицам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации только в пределах минимального размера оплаты труда. Выплата пособия сверх минимального размера оплаты труда производится за счет средств работодателя, что значительно снижает уровень гарантий на получение пособий работниками.

Пособия по временной нетрудоспособности могут выплачиваться таким работникам полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации только в случае уплаты работодателем дополнительных добровольных страховых взносов в этот Фонд в размере 3% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, что вступает в противоречие с обязательным характером социального страхования на случай временной нетрудоспособности.

 

Меры по совершенствованию системы обязательного социального страхования

Для решения задач совершенствования системы обязательного социального страхования предлагается следующий комплекс мер:

1) изменение источников финансирования системы обязательного социального страхования, направленное на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в долгосрочной перспективе, путем:

 - упразднения единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, и введения страховых взносов на обязательное социальное страхование;

- установления единого для всех работодателей тарифа страховых взносов, независимо от отраслевой принадлежности;

- прекращение взимания страховых взносов с заработка, превышающего первый порог регрессии (в условиях 2008 года – 280 тыс. руб. в год, или около 135 % начисленной среднемесячной заработной платы в стране, в 2010 году – 415 тыс. руб. в год), определение указанной величины в качестве предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы, и введение ежегодной индексации этого предельного размера в связи с ростом средней заработной платы; 

- введение для работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование наравне с другими работодателями и исключение из состава налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам, сумм, зачисляемых в бюджет ФСС;

2) обеспечение соотносимости страховых выплат и размера заработка, с которого взимаются страховые взносы, путем:

отказа от максимальных размеров пособий, замещающих застрахованным лицам утраченный заработок (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком);

введения правила об исчислении указанных пособий из заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование (исходя из установленного предельного размера заработка на момент наступления страхового случая);

 

Ожидаемые результаты предлагаемого варианта совершенствования системы обязательного социального страхования

 

Тариф страховых взносов на обязательное социальное  страхование, достаточный для исполнения обязательств по выплате пособий по обязательному социальному страхованию в полном объеме, может быть установлен на уровне 2,9 %.

 При этом для организаций малого бизнеса в высокотехнологическом секторе экономики и сельском хозяйстве, которые имеют   в настоящее время льготные налоговые режимы, предполагается поэтапное доведение тарифа страховых взносов до общеустановленного размера с компенсацией выпадающих доходов ФСС за счет средств федерального бюджета.

 В таких условиях отпадет необходимость устанавливать максимальные размеры пособий  по временной нетрудоспособности,  по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Размеры указанных пособий будут исчисляться из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование (с учетом  установленного предельного размера заработка на момент наступления страхового случая).  Соответственно максимальные суммы выплат, которые смогут получить застрахованные лица в 2010 году, составят:

 

Вид пособия

Размер

Максимальная сумма пособия

(2010 г.)

 

 

Пособие по временной нетрудоспособности

60 % заработка – при страховом стаже до 5 лет;

80 % заработка – при страховом стаже от 5 до 8 лет;

100 % заработка – при страховом стаже 8 и более лет

20750 руб.

 

 

27666 руб.

 

 

 

34583 руб.

Пособие по беременности и родам

 

100 % заработка

 

34583 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет

 

 

40 % заработка

 

 

13833 руб.

 

Совершенствование законодательства об обязательном социальном страховании

Для реализации предложенного варианта развития системы обязательного социального страхования необходимо будет принять федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования», который будет регулировать отношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в том числе, устанавливать базу для начисления страховых взносов, тарифы страховых взносов, порядок их уплаты и администрирования), а также внести изменения в ряд действующих нормативных правовых актов, в частности:

·        в Главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации – в части упразднения единого социального налога, зачисляемого в ФСС;

·        в Бюджетный кодекс Российской Федерации – в части упразднения отчислений в бюджет ФСС от налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам;

·        в Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» - в части упразднения максимальных размеров пособий и введения правила об исчислении их из  заработка, с которого взимаются страховые взносы, с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Кроме того, в законодательстве необходимо закрепить основные положения обязательного социального страхования, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством включая: круг застрахованных лиц, права и обязанности субъектов страхования, особенности уплаты страховых взносов.

  С 1 января 2010 года также должен быть признан утратившим силу Федеральный закон от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».