Сысоев А.В.

Председатель комитета

по промышленной, аграрной политике

и природопользованию

Палаты Представителей Свердловской области,

Вице-президент ОАО «СУАЛ-ХОЛДИНГ»

 

 

 

Концепция промышленной и аграрной политики в России.

 

 

В 90-х годах промышленную политику воспринимали, как синоним лоббизма или возвращения госконтроля в экономику.

Между тем, промышленная и аграрная политика есть во всех в развитых странах, она включает в себя приоритеты и меры воздействия для защиты национальных интересов государства и ее граждан.

Поэтому очень важно, что мы сегодня по инициативе партии «Единая Россия» вернулись к рассмотрению промышленной политики. Это говорит  том, что общество, экономика, бизнес и законодательная власть созрели к тому, чтобы обсудить эту проблему и выработать долгосрочные меры.

Главным назначением промышленной и аграрной политики является комплекс мер, имеющих долговременное действие и нацеленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Мы сегодня находимся на том этапе своего развития, когда после 15 лет экономических реформ наступил пик неудовлетворенности социальных ожиданий населения. Не случайно одна из главных причин ухода из жизни трудоспособного населения – это социальный стресс.

Еще Маркс говорил: «Последней причиной всех действительных кризисов остается всегда бедность и ограничение потребления масс…..».

Расширение производства невозможно без расширения потребления. Продукцию, которую мы производим, мы реализуем на внутреннем и внешнем рынке – и в случае с экспортом  это, в основном, энергоресурсы и металлы.

При этом мы не решаемся направить на потребление доходы, полученные на внешнем рынке, не решаемся даже осуществлять накопление в виде ввода новых мощностей и создания новых современных товаров внутри страны, а накапливаем их в виде денежных знаков, вкладываем в иностранные ценные бумаги либо закупаем импортные товары для населения.

Таким образом, покупая ценные бумаги или импортируя товары, мы инвестируем наши деньги в экономику других стран.

Богатая страна работает на других. Не используя доходы от экспорта с целью стимулирования отечественной экономики, мы ограничиваем рост производства в России.

Мы до сих пор не определились, что же мы будем делать с доходами от экспорта. Министерство финансов находится во власти навязчивой идеи – заморозить деньги, спрятать и не дать их вложить в собственную экономику.

Между тем, если упадут цены на нефть, то мы продержимся не больше 1-2-х лет – в том случае, если не создадим экономику, которая будет работать без нынешних наших конкурентных преимуществ:

§        дешевой рабочей силы;

§        дешевых энергоресурсов;

§        избыточных запасов по энергоресурсам и минеральному сырью, которые реализуем на экспорт

Если мы сегодня не определим долгосрочные приоритеты и меры развития страны и человеческого капитала – мы потеряем возможность использовать нынешний благоприятный момент для того, чтобы достичь высокой конкурентоспособности наших граждан, а проще говоря – того, чтобы социальные ожидания людей наконец оправдались.

В промышленной  и аграрной политике нет одного единственного рецепта. Но в ней есть взаимосвязанный комплекс мер, с помощью которого мы можем достичь поставленной цели. И этот комплекс мер может быть успешным тогда, когда в диалоге принимает участие власть, бизнес и общество.

Необходима площадка, на которой власть, бизнес и общество могли бы обсуждать эти проблемы. Такой площадкой для диалога может быть Российская трёхсторонняя комиссия, а также региональная трёхсторонняя комиссия, где участвуют по 30 представителей от Правительства, от отраслевых Ассоциаций работодателей и от отраслевых профсоюзов. Решения, принятые в результате такого диалога, будут направляться на рассмотрение законодателей.

Хочу отметить, что Палата Представителей Свердловской области сегодня активно участвует  в разработке промышленной и аграрной политики.

Нам, например, удалось принять решение о том, чтобы улучшить финансирование сельского хозяйства за счет направления на субсидирование АПК не менее 3% расходов областного бюджета. Хотя это примерно в 5-6 раз меньше, чем в развитых странах, тем не менее, мы уже сейчас видим, что крестьянство начало подниматься.

В целом, как свидетельствует опыт России и других стран, промышленная политика состоит из множества направлений и предусматривает внутри каждого направления свои долговременные меры.

Вот краткий перечень направлений, где нужны изменения, направленные на достижение главной задачи - сделать процветающей собственную страну:

1.     Система налогообложения

2.     Амортизационная и инвестиционная политика

3.     Система прогнозирования и планирования на долговременной основе.

4.     Политика по развитию несырьевого экспорта, прежде всего оборудования и продукции лесопереработки, направленная на импортозамещение и завоевание внешних рынков.

5.     Субсидирование сельского хозяйства на уровне развитых стран.

6.     Создание современной инфраструктуры (энергетика, связь, порты, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожный транспорт).

7.     Повышение качества предпринимательской среды (бизнес-школы, переподготовка кадров рабочих инженеров, управленцев).

8.     Разработка системы ценообразования естественных монополий и управление инфляцией на 5-7 лет, просчет ее последствий для экономики и определение мер, какие необходимо предпринять, когда мы достигнем или приблизимся к мировым ценам.

В виду этого необходимо:

-  отменить в стране действие экспортных и внутренних цен по железнодорожным перевозкам.

-                установить поквартальный рост цен естественных монополий на год для того, чтобы в начале года не провоцировать рост инфляции и не бороться потом с ней в течение всего года.

-                четко определиться с ценой подключения к сетевой системе в избежание сегодняшней ситуации, когда нам предлагают платить по 40 тыс. руб. за 1 квт. мощности. В результате для того, чтобы ввести собственную генерацию на 1 тыс. МГВт надо потратить 20-30 млрд. руб., а на подключение к сети - 40 млрд. руб.

-      разработать закон по ценообразованию естественных монополий

9.     Долговременная политика государства в секторах экономики, не поддающихся рыночному регулированию:

§        образование

§        здравоохранение

§        наука

§        жилье

Раньше в решении вопросов по строительству жилья участвовали три субъекта: государство, ведомства и сами граждане. Сейчас всю финансовую нагрузку несут на себе граждане.

Необходимо строить социальное жилье. Строительство жилья само по себе дает экономический эффект – оно уже дало толчок развитию стройиндустрии.

Также необходимо строить автомобильные дороги, прежде всего, Ивдель – Ханты-Мансийск. Это даст большой толчок развитию северных территорий Урала.

10. Решение вопроса о качестве законодательных актов и трактовке законов. Сегодня вокруг трактовки законов проводится очень много судов, особенно с налоговыми органами. Это говорит о том,  что сами законы требуют уточнения.

Считаем, что трактовкой принятых законов должна заниматься Государственная Дума и ее правовое управление.

Особо остановлюсь на амортизационной политике.

Во всем мире амортизация рассматривается как обязанность производителя восстановить затраты на создание ранее произведенных продуктов, чего у нас в стране практически не делается. Если не исправить ситуацию, то в скором времени во многих отраслях производство будет прекращено, работники потеряют работу, а акционеры - собственность.

Поэтому мы должны использовать амортизационную политику как достаточно широкий круг мер правового регулирования, которые в конечном итоге будут двигать экономику страны в нужном нам направлении.

Это - это не только мое личное мнение. При работе над статьей были использованы материалы «круглого стола», проведенного 15 ноября 2004 года Торгово-промышленной палатой РФ и Национальным балансовым конгрессом, научные труды Центра изучения истории глобализации. Данное обстоятельство свидетельствует, что в научном мире и бизнес-сообществе складывается понимание того, насколько мы сегодня отстали в вопросах амортизационной политики.

Амортизационная политика может послужить одним из мощных факторов увеличения внутреннего валового продукта и решения поставленной президентом задачи удвоения ВВП

Поэтому, государством должно быть принято ответственное решение.

Нужно начать активнейшую работу по формированию амортизационной политики, и в том числе по созданию законодательной базы. Необходимо, чтобы законодатели, Правительство РФ, научная и экономическая элита совместными усилиями подготовили закон «Об амортизационной политике в Российской Федерации». В нем должны быть предусмотрены механизмы оценки финансовых балансов, должно быть предложено несколько вариантов амортизации, которые способствовали и реализации национальных приоритетов.

Наиболее острые проблемы промышленной и аграрной политики требуют законодательного решения. Поэтому требуется срочное принятие следующих законодательных актов:

-                           закон о долговременной ценовой политике естественных монополий и мерах по снижению инфляции;

-                           закон об амортизационной политике;

-                           закон о субсидировании сельского хозяйства;

-                           закон о прогнозировании и планировании на 3, 5, 10, 15 лет;

-                           закон о порядке инвестирования в естественные монополии (МПС, энергетика, трубопроводная система, автомобильные дороги и т.д.), где у государства имеется контрольный пакет;

-                           закон об использовании доходов от экспорта и профицита бюджета.