Данный материал был представлен Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, Москва, август 2001


ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА

Прогнозные оценки важнейших макроэкономических параметров на 2001 год и среднесрочную перспективу выполнены Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации на базе анализа статистической информации о социально-экономическом положении и тенденциях развития страны в январе - июне 2001 года.

 

1. Краткая характеристика социально-экономический процессов в 1-ом полугодии 2001 года

2. Факторы и условия развития российской экономики в 2001 году и на период до 2004 года

3. Прогнозные оценки развития экономики Российской Федерации, ее отдельных отраслей и секторов в 2001 году и на период до 2004 года

Динамика ВВП

Промышленное производство

Сельское хозяйство

Внешняя торговля

Инвестиционная деятельность

Финансы и цены

Основные социальные индикаторы

4.Основные направления реализации задач, сформулированных в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 года

Приложение

Основные макроэкономические параметры прогноза на 2001-2004 годы
Прогноз основных социальных индикаторов на 2001-2004 годы

 

1. Краткая характеристика социально-экономических процессов в 1-ом полугодии 2001 года

     В 1 полугодии 2001 года, по данным государственной статистики, отмечен ряд положительных тенденций в развитии российской экономики. Возросло производство промышленной продукции, снизились темпы роста цен производителей промышленной продукции, увеличились внешнеторговый оборот и объемы официальных золотовалютных резервов, возросли реальные располагаемые денежные доходы населения и оборот розничной торговли.
К основным факторам, способствовавшим достижению отмеченных положительных промежуточных результатов в 2001 году, следует отнести: относительно высокий уровень мировых цен на ряд важнейших сырьевых товаров российского экспорта; стабильное поступление налоговых платежей в бюджетную систему; некоторое расширение внутреннего спроса на инвестиционные и потребительские товары. Вместе с тем в социально-экономическом развитии нашей страны имеется ряд проблем, на которые в процессе кратко- и среднесрочного прогнозирования необходимо обратить внимание, учитывая их негативное влияние на проведение реформ, включая:
низкий уровень денежных доходов значительной части населения, рост цен на потребительском рынке; относительно невысокий уровень монетизации экономики, слабую расчетную дисциплину предприятий и организаций, сложное финансовое положение многих предприятий; низкую капитализацию банков для кредитования крупных проектов в реальном секторе экономики; постоянный рост цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополий; отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений в инвестиции; рост реального курса российского рубля при недостаточности действий по повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции; невысокий кредитный рейтинг Российской Федерации.

 

2. Факторы и условия развития российской экономики в 2001 году и на период до 2004 года

        Качественные и количественные прогнозные оценки развития социально-экономических процессов в Российской Федерации находятся под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

       К группе наиболее значимых для обеспечения роста экономики внутренних факторов относятся:
       структурные преобразования в промышленности и модернизация российской экономики, инновационная деятельность российских предприятий, их научный и инженерно-технический потенциал; развитие отношений собственности в аграрном секторе экономики и расширение прослойки эффективных собственников, формирование системы институтов рыночной инфраструктуры в АПК; институциональные преобразования на уровне предприятий (уровень корпоративной культуры, защита прав собственников, «прозрачность» финансово-хозяйственной деятельности предприятий и др.); 

       совершенствование налогово-бюджетной политики в направлении рационализации бюджетных расходов, формирования надежной доходной базы бюджета, достижение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств государства; 
       развитие и повышение финансовой устойчивости банковской системы, расширение региональной банковской структуры; состояние платежно-расчетной дисциплины; эффективное управление динамикой валютного курса российского рубля; 
       создание новых рабочих мест и изменение ситуации на рынке трудовых ресурсов, мотивация качественного и производительного труда, развитие и упорядочение системы социальных выплат населению.
       К числу внешних факторов, способных оказать весьма заметное влияние на перспективы развития российской экономики отнесены следующие из них: динамика платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга;  перспективы развития мировой экономики, ценовая динамика на основные товары российского экспорта, тенденции российского импорта; взаимоотношения Российской Федерации с международными финансовыми организациями и ВТО, изменение кредитного рейтинга России и позиция иностранных инвесторов по отношению к российской экономике.
       В связи с дальнейшей интеграцией России в мировую экономику в среднесрочной перспективе влияние внешних факторов приобретает особую значимость. Представляется целесообразным кратко охарактеризовать возможный диапазон их изменений, который по существу определяет границы развития российской экономики.
        Нижняя граница диапазона фактически отражает вариант неблагоприятного стечения обстоятельств, характеризуемый в первую очередь: снижением мировых цен на нефть до уровня 18-19 долларов США за один баррель; отсутствием договоренностей о реструктуризации части государственного внешнего долга в рассматриваемом периоде;
снижением среднегодовых темпов развития мировой экономики до уровня 1,5-2%;
объемом привлеченных прямых иностранных инвестиций на уровне 4,5-5,5 млрд.
долларов США в год. 
       Подробное рассмотрение неблагоприятного варианта развития событий в докладе не производится исходя из следующих соображений.
       Ухудшение мировой экономической конъюнктуры и снижение мировых цен на нефть на 25-30 % к среднегодовому уровню 2000 года: приведет к уменьшению объемов экспорта не менее, чем на 10% (например, по оценкам, снижение цены на нефть на 1 доллар США за баррель уменьшает размер экспорта на 1,5-2,0 %), существенно сократит объемы налоговых поступлений в бюджет, серьезно ухудшит условия финансово-хозяйственной деятельности отраслей промышленности (в первую очередь группы отраслей, ориентированных на внутренний рынок), будет способствовать расширению применения бартера и других неденежных форм расчетов, заметно ограничит инвестиционный спрос и возможности для повышения кредитного рейтинга Российской Федерации а, следовательно, обострит проблему модернизации производственной базы экономики.
       В сочетании с возрастающими платежами по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга это постепенно приведет к прекращению роста официальных валютных резервов (их сокращению), усилению давления на валютный курс рубля (не исключая возможности его девальвации), снижению финансовой устойчивости банковской системы при сокращении средств, размещенных на счетах организаций и депозитах физических лиц, ускорению роста цен производителей промышленной продукции, а также тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) субъектов естественных монополий, быстрому росту потребительских цен, замедлению и приостановке роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В конечном итоге под вопросом оказывается перспектива роста валового внутреннего продукта.
      В подобных условиях потребуется разработка и реализация комплекса специальных мер по стабилизации социально-экономического положения.
      Верхней границе
диапазона, которая может быть рассмотрена в качестве варианта умеренного развития событий соответствуют: мировые цены на нефть на уровне 22-23 долларов США за один баррель; фиксация выплат по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга на уровне 2002 года (14-15 млрд.
долларов США в год); среднегодовые темпы развития мировой экономики не ниже 3,0-3,5%; ежегодное привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в объеме не менее 7-8 млрд. долларов США.
       При реализации указанных условий представляется возможным: обеспечить на уровне не ниже 95-105 млрд. долларов США объемы российского экспорта, направлять в достаточном объеме налоговые поступления в доходную часть бюджета (при некотором относительном снижении отношения их объема к ВВП), сохранить приемлемые условия финансово-хозяйственной деятельности для экспортоориентированной части предприятий реального сектора экономики, существенно поддержать тенденцию улучшения платежно-расчетной дисциплины, обеспечить рост инвестиционной активности и спроса на инвестиционные ресурсы (при некотором замедлении этой тенденции по отношению к уровню 2000 года), увеличить долю инвестиционной составляющей российского импорта, продолжить наращивание валютных резервов Банком России (в объеме несколько миллиардов долларов в год), обеспечить контроль за темпами инфляции (при их медленном снижении на 2,0-2,5% в среднегодовом исчислении), повышать уровень денежных доходов населения (в пределах 4,5-6,5% в реальном исчислении).
Данный вариант рассматривается в докладе Центра экономической конъюнктуры в качестве базового варианта. При этом, по мнению Центра, для его реализации потребуется последовательная работа государственных органов исполнительной власти и Банка России по обеспечению решения социально-экономических задач, сформулированных Президентом Российской Федерации в документах по вопросам основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также предусмотренных программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).
 

3. Прогнозные оценки развития экономики Российской Федерации, ее отдельных отраслей и секторов в 2001 году и на период до 2004 года 

       С учетом анализа состояния, факторов и условий развития экономики. Центром экономической конъюнктуры произведена оценка возможных социально-экономических тенденций в 2001 -2004 годах (Прогнозные оценки на ближайшие два года ежеквартально уточняются)


Динамика ВВП

       В 1 полугодии 2001 года темп роста реального ВВП составил, по оценке Центра экономической конъюнктуры, 105,0 - 105,3% относительно соответствующего периода предыдущего года (в январе-июне 2000 года -108,8%).
      Замедление темпов роста ВВП в 1 полугодии 2001 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года свидетельствует о том, что часть факторов, способствовавших экономическому росту в 1999-2000 годах, практически исчерпала свой позитивный потенциал, а формирование новых источников экономического роста требует ускорения проведения структурных преобразований в российской экономике.
       Инерционный прогноз динамики показателей по важнейшим базовым отраслям экономики до конца текущего года с учетом прогнозируемого исполнения бюджетных обязательств по расходам консолидированного бюджета позволяет предположить, что прирост реального ВВП в 2001 году может составить, по оценке Центра экономической конъюнктуры, 4,0 - 4,5% по отношению к предыдущему году. При этом номинальный объем ВВП (в текущих рыночных ценах) достигнет 8595 - 8754 млрд. рублей при индексе-дефляторе 117,0-118,6%.
       При прогнозе на 2002 - 2004 годы учитывался тот факт, что позитивные результаты от проводимых реформ могут отразиться на показателях, характеризующих социально-экономическое развитие страны (в направлении формирования устойчивого  экономического роста) лишь по прошествии некоторого времени, необходимого хозяйствующим субъектам для адаптации к новым экономическим условиям. В связи с этим можно ожидать в 2002 году некоторого незначительного снижения темпов роста реального ВВП по отношению к 2001 году.
     С учетом прогнозируемых Центром экономической конъюнктуры на 2002 год темпов развития отдельных отраслей и секторов экономики, прирост реального объема ВВП составит 3,5-4,0% по сравнению с 2001 годом. При этом номинальный объем ВВП может достичь 10141 - 10561 млрд. рублей при индексе-дефляторе 114-116%.
       Изменения в структуре использования ВВП в 2001-2002 годах будут связаны, прежде всего, с уменьшением доли чистого экспорта товаров и услуг. Снижение доли чистого экспорта в структуре использования ВВП обусловлено ожидаемым сокращением сальдо торгового баланса. Предполагается, что как в текущем, так и в 2002 годах темпы роста экспорта будут замедляться по отношению, соответственно, к 2000 и к 2001 годам, вследствие менее благоприятной, чем в 2000 году, ценовой конъюнктуры на мировых рынках, а также из-за прогнозируемого снижения темпов роста мировой экономики.
      В то же время импорт будет расти более высокими темпами, что может быть связано с прогнозируемым увеличением реальных располагаемых денежных доходов населения и ростом спроса на инвестиционные ресурсы со стороны ряда отраслей реального сектора экономики в условиях сохраняющегося укрепления рубля по отношению к доллару США.
      Несмотря на некоторое прогнозируемое снижение в 2001 и 2002 годах темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2000 годом, доля валового накопления основного капитала в структуре использования ВВП будет расти.
      Реализация мероприятий, намечаемых Правительством Российской Федерации в области социальной политики на 2001 год и на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), направленных на решение задачи преодоления послекризисного спада уровня жизни, снижения уровня бедности, стимулирования роста оплаты труда, может позволить увеличить реальные расходы домашних хозяйств на конечное потребление, что в конечном итоге выразится в увеличении доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в структуре использования ВВП в 2001 - 2002 годах.
      Динамика ВВП в 2003 - 2004 годах будет в значительной степени определяться базовыми условиями, сформировавшимися в экономике страны в 2001-2002 годах и эффективностью действий, направленных на реализацию задач, поставленных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), включая создание условий для достижения роста производства преимущественно на основе модернизации экономики, повышения ее эффективности, а также нормализации функционирования и воспроизводства производственно - технологического аппарата.
      По оценке Центра экономической конъюнктуры прирост ВВП в реальном выражении может составить в 2003 году 3,5-4,0% а в 2004 году - 4,0-4,5%. Номинальный объем ВВП (в текущих рыночных ценах) может достичь в 2003 году 11870-12642 млрд. рублей при индексе-дефляторе 113,1-115,1%, а в 2004 году - 13852-15100 млрд. рублей при индексе-дефляторе 112,2-114,3%.


Промышленное производство

        Результаты работы промышленности в 1 полугодии 2001 года (105,5%) свидетельствуют о замедлении темпов роста промышленного производства по сравнению с январем-июнем 2000 года (113,1%), вследствие постепенного возрастания влияния факторов, сдерживающих рост промышленного производства.
       Согласно расчетам Центра в 2001 году по сравнению с 2000 годом индекс физического объема промышленной продукции может составить 105,5%.
     По итогам 2001 года в группе экспортоориентированных отраслей относительно высоких темпов роста производства продукции следует ожидать в химической и нефтехимической промышленности (108,3%), нефтедобывающей промышленности (106,9%); относительно низких - в цветной металлургии (104,1%), нефтеперерабатывающей промышленности (103,4%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (102,1%), черной металлургии (102,0%), газовой отрасли (101,3%).
        Среди отраслей, ориентированных преимущественно на отечественный
рынок,
наиболее благоприятная ситуация по итогам 2001 года может сложиться для машиностроения и металлообработки (109,8%), пищевой промышленности (108,7%), угольной промышленности (106,7%). Сравнительно низкие темпы роста скорее всего будут характерны для промышленности строительных материалов (104,7%), легкой промышленности (104,3%), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (103,4%), электроэнергетики (100,8%).
       Результаты опросов руководителей промышленных предприятий свидетельствуют о том, что удельный вес предприятий экономическое положение которых охарактеризовано предпринимателями как "благоприятное" и "удовлетворительное" возрос с 74% в 1 квартале до 79% во II квартале 2001 года. Улучшение экономической конъюнктуры, по мнению респондентов, достигнуто за счет роста ряда показателей: спроса, выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченности предприятий собственными финансовыми средствами, увеличения численности занятых и некоторых других. Прогнозы предпринимателей на II полугодие 2001 года также достаточно оптимистичны, что подтверждает устойчивость положительной тенденции, складывающейся в промышленности. Вместе с тем, как фактические, так и прогнозные оценки экономического роста в промышленности в 1 полугодии 2001 года значительно ниже, чем в аналогичном периоде 2000 года.
       Кроме того, руководители предприятий отмечают тенденцию к исчерпанию резерва производственных мощностей, что в условиях недостаточной инвестиционной  активности и старения основных фондов в среднесрочной перспективе может привести
не только к затуханию темпов роста производства, но и к его стагнации.

      Доминирующими факторами, сдерживающими поступательное развитие промышленных предприятий, по оценкам их руководителей, остаются финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств и высокий уровень налогообложения.
      Представляется, что для ускорения структурных преобразований в промышленности часть высоких конъюнктурных доходов экспортоориентированных отраслей следует перераспределять в отрасли конечного потребления. Решение проблемы перетока инвестиций из высокодоходных отраслей в отрасли перерабатывающей промышленности - непременное условие обновления их основного капитала, а следовательно, и повышения конкурентоспособности промышленной продукции.
      В 2002 году продолжится действие факторов, ограничивающих достаточно быстрый рост промышленного производства, и даже при некотором ослаблении их действия индекс физического объема промышленной продукции в 2002 году относительно 2001 года не превысит 104,0 - 104,5%, т.е. сократится по сравнению с ожидаемым значением индекса за текущий год, примерно на 1 процентный пункт.
     Оценка динамики объемов промышленного производства в 2003-2004 годах базируется на предположении, что подготовка и реализация решений в области структурно-инвестиционной политики, намеченных Правительством Российской Федерации, потребует нескольких лет работы.
       Индекс физического объема промышленной продукции в 2003 году относительно предыдущего года, по оценкам Центра, останется на уровне 2002 года, т.е. 104,0 —104,5%, а темп роста промышленного производства в 2004 году может повыситься по сравнению с 2003 годом на 4,5% - 5,0%.
            

Сельское хозяйство

     Оценка ожидаемого развития сельского хозяйства разработана в предположении, что в 2001 - 2004 годах продолжится реформирование аграрного сектора, направленное на его адаптацию к условиям рыночной экономики. Данная оценка ориентирована на средние для Российской Федерации агрометеорологические условия.
      За январь-июнь 2001 года по сравнению с аналогичным периодом 2000 года производство продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке увеличилось на 1% (в 1 полугодии прошлого года - на 1,5%). Сельскохозяйственное производство в 2001 году осуществляется в более благоприятных по сравнению с 2000 годом агрометеорологических условиях (по оценке Центра экономической конъюнктуры ожидаемый урожай зерновых и зернобобовых культур в 2001 году составит 67-72 млн. тонн, в 2000 году - 65,5 млн. тонн), значительном расширении посевных площадей зерновых и зернобобовых культур (на 1,7 млн. га), улучшении обеспеченности животноводства кормами, росте поголовья птицы и увеличении производства яиц и мяса птицы.

      К числу факторов, которые будут сдерживать рост производства, относятся:
сокращение поголовья крупного рогатого скота и свиней, продолжающаяся деградация сельскохозяйственных угодий, снижение технического потенциала отрасли, тяжелое финансовое положение значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей.
       Равнодействующая положительных и отрицательных изменений, происходящих в настоящее время в сельском хозяйстве, указывает на продолжение роста производства большинства видов продукции в 2001 году. По оценке Центра экономической конъюнктуры, например, производство зерновых и зернобобовых культур в 2001 году по сравнению с 2000 годом увеличится на 5-10% а молока и яиц увеличится на 0,5-1%. Вместе с тем, производство мяса сократится на 2-2,5%. В результате можно рассчитывать на рост выпуска продукции сельского хозяйства на 3-4%.
      При получении оценки развития сельского хозяйства на 2002-2004 годы
необходимо учитывать, что рост производства в 1999 и 2000 годах начался от очень
низкого уровня неурожайного 1998 года и был в значительной мере обусловлен
благоприятными погодными условиями.
       Инерционность процессов восстановления сельского хозяйства не позволит обеспечить в 2002 - 2004 годах высокие темпы роста производства сельскохозяйственной продукции. При низком ресурсном потенциале сельского хозяйства, сокращении посевных площадей ряда сельскохозяйственных культур и снижении их плодородия, низком уровне агро- и зоотехники сохранится высокая зависимость этих темпов от влияния погодных условий. По предварительной оценке Центра экономической конъюнктуры, при хороших и средних агрометеорологических условиях среднегодовой темп прироста производства продукции сельского хозяйства за 2002-2003 годы составит около 1-3%.
       Последовательная реализация мероприятий агропродовольственной политики, осуществляемая Правительством Российской Федерации, будет способствовать повышению темпов прироста сельскохозяйственного производства в 2004 году — до уровня 3-5% годовых.

Внешняя торговля

       Внешнеэкономическая деятельность в январе-мае 2001 года характеризовалась существенным замедлением динамики российского экспорта и более высокими темпами роста импорта относительно аналогичного периода предыдущего года.
      Так, за январь-май 2001 года экспорт увеличился на 4,9% (в январе-мае 2000 года - на 50,1%), а импорт - на 18,2% (в январе-мае 2000 года - на 9,8%). Следствием этого стало сокращение в январе-мае текущего года положительного сальдо торгового баланса относительно соответствующего периода предыдущего года.
       На динамику показателей внешней торговли России в среднесрочной перспективе будут. оказывать влияние внутренние и внешние факторы, которые, с одной стороны, будут стимулировать, а с другой - сдерживать развитие внешней торговли России. 

      К внутренним факторам, оказывающим положительное влияние на развитие внешней торговли, можно отнести процессы стабилизации в российской экономике и постепенного восстановления хозяйственных и торговых отношений со странами СНГ.
      Сдерживать развитие внешней торговли в среднесрочной перспективе будут низкий уровень конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, исчерпание возможности увеличивать физические объемы экспорта без заметного роста производства, укрепление реального курса рубля.
       В рассматриваемом варианте прогноза на 2001-2004 годы предполагается, что внешнеторговая конъюнктура останется относительно благоприятной для развития российского экспорта. Намерение стран ОПЕК контролировать уровень цен на нефть дает основание предположить, что в 2001 году на мировом рынке цены на нефть не опустятся ниже $24 за баррель, а в 2002 году - $22-$23 за баррель. Относительно высокими останутся цены на природный газ.
      Возможное вступление России в ВТО в 2002-2004 годах требует изменения системы защиты внутреннего рынка в соответствии с правилами этой организации.
Пересмотр таможенных тарифов в сторону уменьшения может ослабить таможенную защиту внутреннего рынка. При этом снизится возможность получения дополнительных доходов от пошлин на отечественные промышленные товары и от возможной отмены пошлин на топливо, сырье и товары с низкой степенью обработки, так как они, как правило, не облагаются пошлинами, и на долю которых приходится подавляющая часть российского экспорта.
      Кроме того, снижение или отмена пошлин на импортные товары, в том числе и промышленного назначения, приведет к росту объемов импорта, что может негативно отразиться на состоянии отдельных отраслей отечественной промышленности, а также сократит активное торговое сальдо и доходную часть бюджета.
       Вместе с тем, негативное влияние на развитие российского экспорта будут продолжать оказывать антидемпинговые ограничения на российский экспорт черных металлов, продукцию химической и целлюлозно-бумажной промышленности. Кроме того, в 2001 - 2004 годах возможно увеличение внутреннего спроса на черные металлы, нефть и нефтепродукты, что может повлечь за собой сокращение валютных поступлений в страну, что частично будет компенсировано увеличением поставок за рубеж природного газа.
       В 2001 - 2004 годах возможно увеличение закупок продукции машиностроения в странах дальнего зарубежья в связи с модернизацией производственной базы российской экономики, а также увеличение импорта потребительских товаров вследствие повышения покупательной способности населения. 

      Ожидается увеличение закупок продовольствия в странах СНГ. 

      По оценке Центра экономической конъюнктуры в 2001 году: экспорт (по методологии платежного баланса) составит 103 - 104 млрд. долларов. Импорт (по методологии платежного баланса) составит 48 - 50 млрд. долларов.
       В 2002 году: экспорт (по методологии платежного баланса) может несколько сократиться относительно 2001 года и составит 100 - 102 млрд. долларов. Импорт (по методологии платежного баланса) составит 52 - 54 млрд. долларов.
       В 2003 году: экспорт (по методологии платежного баланса) сохранится на уровне 2002 года и составит 100 - 102 млрд. долларов. Импорт (по методологии платежного баланса) составит 54 - 56 млрд. долларов.
       В 2004 году: экспорт (по методологии платежного баланса) увеличится относительно 2003 года и составит 102 - 103 млрд. долларов. Импорт (по методологии платежного баланса) составит 58-60 млрд. долларов.

Инвестиционная деятельность

      Анализ ситуации в экономике России в 1 полугодии 2001 года свидетельствует о продолжающемся росте инвестиций в основной капитал, хотя и меньшими темпами, чем в 2000 году. Так, за январь-июнь текущего года объем инвестиций в основной капитал увеличился в сопоставимой оценке по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4,2% против 16,9% в январе-июне 2000 года.
     В 1 полугодии 2001 года объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, составил 106,4%) по отношению к соответствующему периоду предыдущего года (в январе-июне 2000 года - 1 12%)).
     Тенденция замедления динамики объемов работ, выполняемых по договорам строительного подряда, свидетельствует об усилении влияния таких долговременных негативных факторов, как неплатежеспособность фирм-заказчиков; высокий уровень налогов и ограниченные финансовые возможности строительных организаций;
постоянно возрастающая стоимость строительных материалов и конструкционных изделий; изношенность производственной базы строительных организаций.
      Однако, несмотря на это, отмечаемая с 1999 года положительная динамика инвестиций как государственных, так и частных, направляемых на развитие отрасли «строительство», и высокий уровень деловой активности подрядных организаций дает возможность прогнозировать дальнейший рост объемов подрядных работ.
     Продолжающийся рост инвестиционной активности обусловлен благоприятной ситуацией, сложившейся в экономике страны: ростом деловой активности в отраслях экономики, снижением объемов бартера и других неденежных форм расчетов, успешным исполнением федерального бюджета, позитивными ожиданиями участников инвестиционного процесса относительно будущих перспектив экономического роста, постепенным восстановлением реальных располагаемых доходов населения.
      Вместе с тем на развитие инвестиционных процессов негативное влияние оказывают сохраняющиеся экономические проблемы, включая высокую стоимость кредитов; недостаточную капитализацию банков; сложное финансовое положение значительной части предприятий и организаций; отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции; повышенную налоговую нагрузку на реальный сектор экономики; риски осуществления инвестирования в экономику России отечественными и иностранными инвесторами; недостаточную правовую защиту инвесторов при реализации соответствующих проектов; необходимость обслуживания значительного внешнего долга; вывоз капитала за рубеж.
      Основным источником финансирования инвестиций оставались собственные средства предприятий. Роль банковского кредита в обеспечении инвестиционной деятельности незначительна. В 2001-2002 годах и на среднесрочную перспективу инвестирование в технологии и обновление производства также будет осуществляться предприятиями преимущественно за счет собственных средств. Вместе с тем их доля в структуре инвестиций в основной капитал несколько снизится при одновременном росте доли привлеченных средств.

      В 2001 году и особенно в среднесрочной перспективе финансирование инвестиций из бюджетных ресурсов будет весьма ограниченным вследствие роста расходов на обслуживание и погашение внешней задолженности, а также возможного сокращения доходов федерального бюджета из-за некоторого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.
      Весьма ограниченной представляется в настоящее время возможность активизации инвестиционной деятельности за счет развития жилищного строительства, хотя все предыдущие годы это направление считалось одной из «точек роста» экономики страны. В 1 полугодии 2001 года ситуация в этом секторе инвестиционной деятельности ухудшилась. Если в январе-июне 2000 года ввод в действие жилых домов увеличился на 2,7%) по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, то в 1 полугодии текущего года наблюдалось его уменьшение на 0,9%.
      Основными причинами этого являются: низкий уровень доходов большей части населения; снижение платежеспособного спроса на жилье из-за роста цен на жилье и его низкого качества; изношенность производственной базы жилищного строительства.
      В то же время прогнозируемый рост инвестиций в основной капитал и принятие мер по повышению платежеспособного спроса на жилье может позволить переломить негативную тенденцию в этой сфере.
      В рассматриваемом среднесрочном периоде следует ожидать постепенного роста поступления иностранных инвестиций в экономику России в объеме примерно по 1-2 млрд. долларов ежегодно. Таким образом, объем поступления иностранных инвестиций в Россию, может увеличиться с 11 млрд. долларов за 2000 год до 15-17 млрд. долларов в 2004 году.
      С учетом складывающихся тенденций в экономике страны объем инвестиций в основной капитал) направляемых на развитие экономики) по оценке Центра экономической конъюнктуры, составит в сопоставимых ценах за 2001 год примерно 107-109% по отношению к 2000 году, в 2002 году - 105-107%) по сравнению в 2001 годом, в 2003 году - 106-108% и в 2004 году - 107-109%.

Финансы и цены

        В 2001 - 2004 годах следует ожидать сохранения существенной зависимости внутренней денежно-кредитной политики от конъюнктуры на мировых товарных  рынках, в первую очередь на рынках сырьевых товаров.
      Вместе с тем, по оценке Центра экономической, конъюнктуры, постепенно нарастающее влияние на денежно-кредитную политику будут оказывать структурные.
сдвиги в экономике. Увеличение производства в промышленных отраслях экономики с длительными технологическими циклами и более глубокой переработкой сырья, а также изменение направления денежных потоков в пользу инвестиционной составляющей и расширение кредитования реального сектора экономики банковской системой (в том числе и за счет переориентации части денежных потоков из сферы спекулятивных операций на финансовом рынке на прямые инвестиции в реальный сектор) будут способствовать некоторому снижению скорости обращения денежной массы. В свою очередь это обусловит необходимость неинфляционного расширения денежного предложения для покрытия производимого объема ВВП.
       В тоже время прогнозируемое в контексте сценарных условий функционирования российской экономики на среднесрочную перспективу снижение по сравнению с 2000 годом темпов экономического роста и сокращение сальдо экспортно-импортных операций, а также ориентация внутренней экономической политики на последовательное снижение величины годовой инфляции будут определять более умеренное расширение денежного предложения экономике в 2001- 2004 годах.
       По оценке Центра экономической конъюнктуры, при проведении денежными властями умеренной и взвешенной денежно-кредитной политики, учитывающей влияние монетарного фактора на развитие инфляционных процессов, прирост денежной массы в 2001 году может составить 129,5-131,9%, а в 2002 году- 120,1-122,8%.
      При прогнозируемых темпах роста денежного предложения скорость обращения денег в экономике (агрегата М2) в 2001 году составит 5,8 оборотов за год (против 6,2 оборота за 2000 год), а уровень монетизации ВВП (отношение денежного агрегата М2 к ВВП) на конец 2001 года достигнет 17,2% и будет выше уровня 2000 года (16,2%).
      Согласно прогнозу Центра экономической конъюнктуры, в 2002 году скорость обращения денег в экономике снизится до 5,7 оборота за год, уровень монетизации ВВП возрастет до 17,5%.

       Первое полугодие 2001 года отличалось активным воздействием на экономику инфляционных механизмов и характеризовалось значительным ростом индекса потребительских цен (ИПЦ). В январе-июне 2001 года ИПЦ на товары и услуги составил 112,7% (к декабрю предыдущего года) (в 1 полугодии 2000 года - 109,5%). 

      Ускорение инфляции в рассматриваемом периоде текущего года в значительной степени было обусловлено повышением цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, а именно на электроэнергию, природный газ, услуги транспорта и связи, существенным ростом денежных агрегатов в конце 2000 года, увеличением темпов роста тарифов на платные услуги населению (в наибольшей степени на услуги ЖКХ), опережающим ростом цен на продукцию пищевой промышленности и сельского хозяйства.
       Согласно прогнозу Центра экономической конъюнктуры, прирост потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) за 2001 год составит 20,1%-21,8%.
      В случае успешного проведения антиинфляционной политики) направленной на развитие тенденции к снижению уровня годовой инфляции и поддержание роста реальных доходов населения) инфляции может составить в 2002 году - 14,2%-16,2%) а в 2004 году снизится до 10-12%
.

       Оценивая динамику изменения курса национальной валюты на период 2001 — 2004 годы. Центр экономической конъюнктуры исходит из условия продолжения действия режима плавающего обменного курса рубля к иностранным валютам, а также сохранения направленности проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России политики валютного регулирования на ограничение темпов укрепления курса национальной валюты. При этом предполагается, что действия Банка России по регулированию динамики изменения обменного курса рубля будут отвечать задаче достижения рационального компромисса между, с одной стороны, обеспечением достаточного уровня рентабельности экспорта и сохранением на период реформирования экономики конъюнктурных преимуществ отечественных производителей, и, с другой стороны, недопущением чрезмерной нагрузки на государственный бюджет по обслуживанию внешнего долга и улучшением условий для расширения инновационного обновления в реальном секторе экономики с привлечением прогрессивных иностранных технологий и оборудования.
     По прогнозной оценке Центра экономической конъюнктуры) курс доллара США на конец 2001 года может составить 30 - 31 рублей за доллар США) по итогам 2002 года -31 -33 рублей за доллар США и к концу 2004 года увеличиться до 35 - 37 рублей за доллар США. При этом прогнозные значения курса доллара США рассчитывались в предположении: сохранения в рассматриваемом периоде благоприятной для российского экспорта конъюнктуры на мировом товарном рынке (и в первую очередь на рынке энергоресурсов); отсутствия кардинальных изменений правового режима валютного регулирования; сохранения Россией после полного становления евро как международной расчетной валюты приоритета за долларом США во внешнеэкономических расчетах и при выборе резервной валютной составляющей Банка России.

Основные социальные индикаторы

       Исходя из складывающейся экономической ситуации номинальные денежные доходы населения возрастут за 2001 год примерно в 1,3 раза, а реальные располагаемые денежные доходы (при уровне инфляции 120,1-121,8%) будут примерно на 4,5-4,7%) выше, чем в 2000 году.
      В 2002 году с учетом решения проблемы погашения просроченной задолженности по заработной плате возможно ожидать увеличения номинальных денежных доходов населения на 23,5% по сравнению с предыдущим годом. При условии прироста индекса потребительских цен в
2002 году не более чем на 16% реальные располагаемые денежные доходы на 5% превысят уровень предыдущего года.
      В 2003-2004 годах динамика реальных денежных доходов населения в значительной степени будет зависеть от налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, условий функционирования реального сектора экономики. Значительное влияние на уровень жизни населения будет оказывать ценовое регулирование цен (тарифов) на продукцию и услуги в сферах естественных монополий.

      Номинальные денежные доходы населения в 2003 году увеличатся на 18-19% по сравнению с предыдущим годом, а реальные денежные доходы населения при росте индекса потребительских цен не более чем на 14% не превысят 4,5% от уровня предыдущего года. В 2004 году возможно продолжение роста номинальных денежных доходов (на 20,4% по сравнению с предыдущим годом). Если удастся удержать инфляцию на уровне 110-112%, реальные денежные доходы населения могут вырасти на 6,3-6,5% по сравнению с 2003 годом.
      Ожидаемые изменения динамики реальных доходов населения практически не скажутся на структуре использования денежных доходов в 2001-2004 годах, главным образом из-за сохраняющейся существенной дифференциации населения по уровню доходов и значительной доли лиц, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума. Это обусловит высокий уровень потребительских расходов: основная часть доходов (от 79,4% в 2001 году до 79,8% в 2004 году) будет направляться населением на покупку товаров и оплату услуг, причем доля оплаты услуг будет увеличиваться в большей степени, чем доля покупки товаров. Доля обязательных платежей может составить в общем объеме денежных доходов от 8,8% в 2001 году до 9% в 2004 году, а доля сбережений (включая покупку валюты) - от 10% до 10,9% соответственно.
       Постоянное увеличение цен и тарифов на платные услуги населению могут заметно повлиять на структуру потребительских расходов населения (особенно у социально-незащищенных групп: пенсионеров, многодетных семей и работников бюджетной сферы) и существенно ухудшить материальное положение примерно трети населения страны.
Увеличение доли потребительских расходов уменьшит потенциально долю сбережений во вкладах и обусловит сокращение остатков денежных средств на руках. 

      Ситуация на рынке труда России в 1 полугодии 2001 года оставалась относительно спокойной. Продолжилось, начавшееся в 1999 году, увеличение численности занятых в экономике и снижение общей численности безработных. Исходя из складывающихся тенденций в экономике России в 2001 году (в среднем за год) будет занято более 65 млн. человек. Общая численность безработных (рассчитанная в соответствии с методологией Международной Организации Труда) составит 7,1 млн. человек (9,8% экономически активного населения), что на 5% меньше, чем в среднем за 2000 год.
      При сохранении положительных тенденций в развитии экономики России среднегодовая численность занятых
в 2002 году достигнет 65,3 млн. человек, а среднегодовая численность безработных (по классификации МОТ) - 7,2 млн. человек (9,9% экономически активного населения). В 2003-2004 годах рост среднегодовой численности занятых продолжится и в 2004 году составит 65,4 млн. человек, а среднегодовая численность безработных - 7,6 млн. человек (10,4% экономически активного населения). Некоторое увеличение общей численности безработных в 2002-2004 годах может быть вызвано как продолжающимся ростом численности населения в трудоспособном возрасте, так и ожидаемыми структурными изменениями в экономике.
      При условии осуществления структурных реформ в экономике в 2001 - 2004 годах на рынке труда неизбежно увеличится предложение рабочей силы, что в свою очередь может осложнить ситуацию на регистрируемом рынке труда.
Численность официально зарегистрированных безработных составит в среднем за 2001 год 1,1 млн. человек (1,5% экономически активного населения). В 2002-2004 годах можно ожидать некоторое увеличение численности официально зарегистрированных безработных: от 1,2 млн. человек в 2002 году до 1,5 млн. человек в 2004 году (1,7 - 2% экономически активного населения соответственно).

4. Основные направления реализации задач, сформулированных в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 года)

       Прогнозируемые Центром экономической конъюнктуры на среднесрочную перспективу макроэкономические и социальные показатели в основном совпадают (по некоторым позициям даже превышают) с соответствующими показателями прогноза социально-экономического развития России на 2001-2004 годы, содержащимися в среднесрочной правительственной программе.
      При формировании собственных прогнозных оценок Центр экономической конъюнктуры исходил из того, что для продолжения социально-экономических преобразований и обеспечения выполнения программных задач в рассматриваемом временном периоде потребуется концентрация усилий органов государственной власти на осуществлении комплекса мероприятий по ряду направлений
      Задача - создание условий для достижения роста производства на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности, нормализации функционирования и воспроизводства производственно-технического аппарата.
Направления деятельности включают в том числе:

дальнейшее развитие законодательства в области инвестиционной деятельности в сочетании с укреплением гарантий по защите права частной собственности. Достижение большей сопряженности инвестиционного, налогового и банковского законодательства, уменьшение влияния ведомственного нормотворчества на условия осуществления инвестиций. Совершенствование механизмов трансформации сбережений в инвестиции;
оказание поддержки машиностроительным предприятиям, производящим энергоэкономичную технику, стимулирование внедрения энергосберегающей техники и технологий. Подготовка комплекса мер по совершенствованию структуры топливного баланса страны и ее отдельных регионов;
усиление государственного контроля за ведением финансово-хозяйственной деятельности в сферах естественных монополий, включая вопросы калькуляции издержек при определении цен (тарифов) на продукцию (услуги) монополий.
Организация обособленного контроля за формированием издержек на стадиях добычи (производства), транспортировки и распределения продукции, а также полного учета затрат по непрофильным видам деятельности. Выделение из состава естественных монополий потенциально конкурентных видов деятельности;
обеспечение отечественных товаропроизводителей современной техникой и оборудованием за счет развития лизинга и системы фондов льготного кредитования приобретения техники. Стимулирование размещения заказов на российских предприятиях, имеющих возможности по производству импортозамещающей продукции;
концентрация средств бюджетной поддержки инвестиционной деятельности на наиболее перспективных и эффективных направлениях;
смягчение налогового бремени в отношении предприятий, осуществляющий обновление производственно-технической базы;
развитие системы экспортного кредитования и страхования экспортных кредитов, включая создание в этих целях специализированных государственных организаций.

Задача — формирование институциональной среды, которая бы стимулировала экономический рост.

Направления деятельности включают в том числе:

формирование законодательной базы, направленной на развитие отношений собственности в аграрном секторе экономики, создание правовой основы для рыночного оборота земли при установлении ряда ограничений, в т. ч. на вывод земель из сельскохозяйственного оборота, по скупке земельных участков банками и др.;
развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, реорганизация и банкротство неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитие системы сельскохозяйственных и продовольственных бирж, совершенствование организации сбыта сельскохозяйственной продукции государству;
повышение эффективности управления предприятиями, находящимися в собственности государства, а также государственными пакетами акций акционерных обществ, улучшение работы представителей государства в акционерных обществах;
обеспечение надежной защиты прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие форм и методов корпоративного управления, повышение качества менеджмента, усиление ответственности управляющих за финансово-хозяйственные результаты деятельности организаций;
внесение необходимых изменений в законодательство по вопросам конкуренции и ограничения монопольной деятельности на товарных рынках, включая усиление ответственности субъектов экономики за действия по ограничению конкуренции, а также за неисполнение предписаний антимонопольного органа;
совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве), в том числе исключение возможности его применения в качестве инструмента борьбы за собственность. Повышение размера задолженности, достаточного для возбуждения дела о банкротстве (по соотношению активов и пассивов) и его дифференциация.
Четкое разделение процедуры банкротства и взыскания долга;
разработка системы мер по стимулированию получения свидетельств и патентов в целях обеспечения контроля за своевременной регистрацией (патентованием) результатов научно-технических исследований и предотвращения их бесплатного использования за рубежом;
поддержка малых предприятий, занятых инновационной деятельностью, зашита интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот, создание институциональных механизмов стимулирования инновационной деятельности;
внесение изменений в действующее законодательство в рамках переговорного процесса по вступлению Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию;

Задача - неукоснительное выполнение государством своих финансовых обязательств и активное использование бюджета в качестве инструмента государственной экономической политики. Укрепление экономических основ федерализма.
Направления деятельности включают в том числе:

продолжение работы по подготовке отдельных глав второй части Налогового Кодекса Российской Федерации, имея в виду снижение общего налогового бремени, упрощение налоговой системы, более равномерное распределение налоговой нагрузки между субъектами экономической деятельности, упорядочение и сведение к разумному минимуму системы налоговых льгот, совершенствование налогового администрирования;
упорядочение таможенно - тарифного законодательства, включая дальнейшее снижение общего уровня и унификацию ставок ввозных пошлин, уточнение состава и содержания таможенных режимов, порядка определения таможенной стоимости товаров и др.;
подготовка новой программы повышения эффективности государственных расходов и качественно полного финансирования государственных нужд. Усиление контроля за движением бюджетных средств на базе дальнейшего развития системы Федерального казначейства;
подготовка нового программного документа по вопросам реформирования межбюджетных отношений, предусматривающего более четкое разделение полномочий между уровнями бюджетной системы, точное определение налогового потенциала регионов, обеспечение стабильности условий и критериев распределения средств бюджета, а также сохранение единства экономического пространства страны (с учетом опыта, накопленного в процессе реализации действующей Концепции);
усиление контроля за состоянием субфедеральных бюджетов, а также за предоставлением на региональном уровне налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по уплате налогов;
продолжение работы по усилению налогового администрирования в отношении закрытых административно-территориальных образований, изучение возможности полной отмены полномочий ЗАТО по установлению дополнительных налоговых льгот организациям, зарегистрированным на их территории (с предоставлением финансовой поддержки из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации);
повышение удельного веса неналоговых доходов в общих доходах бюджета, в т. ч. за счет увеличения поступлений от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Завершение формирования реестра недвижимого государственного имущества с установлением обязательной регистрации в реестре объектов федеральной собственности всеми ее правообладателями;
упорядочение системы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, а также стимулирование (в сочетании с жестким контролем) снижения издержек организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
признание незаконными и отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), направленных на ограничение перемещения экономических и финансовых ресурсов по территории страны;
в целях обеспечения решения комплексных социально-экономических проблем осуществление перехода от реализации федеральных целевых программ по отдельным субъектам Российской Федерации к их выполнению в границах федеральных округов.

Задача - осуществление рациональной денежно-кредитной политики.
Направления деятельности включают в том числе:

осуществление комплекса мер по повышению устойчивости функционирования банковской системы;
предоставление коммерческими банками Банку России полной отчетности о деятельности организаций, входящих в состав соответствующих банковских групп, включая некредитные организации;
дальнейшее проведение работы по заключению международных соглашений в области борьбы с незаконными валютными операциями и по возврату незаконно вывезенных капиталов. Совершенствование валютного контроля в сфере банковской деятельности при усилении мер ответственности коммерческих банков по соблюдению действующего законодательства;
вытеснение денежных суррогатов из платежного оборота при введении Банком России практики переучета векселей платежеспособных предприятий;
законодательное формирование условий, противодействующих выводу активов банков через дочерние организации;
ужесточение требований, предъявляемых к коммерческим банкам, претендующим на получение (сохранение) валютной лицензии и получение генеральной лицензии;
повышение доверия населения к банковской системе на основе создания системы государственных и корпоративных гарантий по банковским вкладам граждан, включая создание федерального фонда обязательного страхования вкладов. Ориентация системы страхования на депозиты в национальной валюте. Усиление контроля за тарифной политикой коммерческих банков;
формирование законодательных основ обязательного страхования, включая четкое определение порядка принятия решений о введении обязательного страхования, требований, предъявляемых к страховым организациям, претендующим на получение права на проведение соответствующих страховых операций, и др.;
разработка специального законопроекта по вопросам несостоятельности страховых организаций. Усиление антимонопольного контроля на рынке страховых услуг;

Задача — повышение уровня жизни населения.

Направления деятельности включают в том числе:

приведение правовой базы в области социально-трудовых отношений в соответствие с требованиями рыночной экономики, включая законодательное решение вопросов о гарантиях работникам по оплате труда и ответственности работодателей за ее выплату, о повышении значимости коллективных договоров (соглашений), о сбалансированной защите прав работодателей и наемных работников при решении трудовых споров и др;
дальнейшее снижение совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
разработка законодательной базы, обеспечивающей переход к установлению минимального размера оплаты труда в час. Установление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума к 2005 году;
осуществление мер по подготовке к постепенному переводу работников бюджетной сферы на работу по контракту. Совершенствование ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы в целях сокращения разрыва в уровне оплаты труда с работниками производственных отраслей;
создание системы государственных минимальных социальных стандартов, упорядочение действующей системы социальных нормативов, постепенная унификация существующих многочисленных пособий, введение персонифицированного учета получателей социальных пособий и льгот на основе формирования единой информационной базы данных о получателях;
совершенствование законодательной базы пенсионной реформы, повышение устойчивости функционирования пенсионной системы и значимости накопительных элементов пенсионного обеспечения, постоянное повышение размера пенсий с учетом динамики уровня оплаты труда;
создание условий для развития системы негосударственных пенсионных фондов;
постепенное аккумулирование (бюджетное или внебюджетное) средств на выплату пособий по безработице и на финансирование мер по поддержке занятости населения, принимая во внимание возможное обострение этой проблемы в ходе структурных преобразований российской экономики.


Приложение

 Основные макроэкономические параметры прогноза на 2001-2004 годы

  2000 2001 2002 2003 2004
ВВП в текущих ценах, млрд. рублей 7063,0 8594,7-8754,2 10140,9-10561,0 11870,8-12642,0 13851,8-15100
Цепные индексы физического объема ВВП 108,3% 104,0-104,5% 103,5-104,0% 103,5-104,0% 104,0-104,5%
Базисный индекс роста ВВП (1995 год - 100%) 105,8% 110,0-110,6% 113,9-115,0% 117,9-119,6% 122,6-125,0%
Дефлятор ВВП цепной 137,1% 117-118,6% 114-116% 113,1-115,1% 112,2-114,3%
Индекс роста потребительских цен 120,2% 120,1-121,8% 114,2-116,2% 112-114% 110-112%
Объем промышленного производства, в % к предыдущему году 111,9 105,5 104,0-104,5 104,0-104,5 104,5-105,0
Продукция сельского хозяйства, в % к предыдущему году 105,0 103-104 101-103 101-103 103-105
Объем инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году 117,4 107-109 105-107 106-108 107-109
Денежный агрегат М2 к ВВП 1144,3 1481,9-1509,3 1779,1-1852,8 2082,6-2217,9 2430,1-2649,1
Темпы роста к предыдущему году 162,4% 129,5-131,9% 120,1-122,8% 117,1-119,7% 116,7-119,4%
Количество оборотов денег (по агрегату М2) 6,2 5,8 5,7 5,7 5,7
Отношение М2 к ВВП 16,2% 17,2% 17,5% 17,5% 17,5%
Курс рубля у доллару США на конец года, рублей за доллар США 28,16 30-31 31-33 33-35 35-37
Экспорт товаров, всего млрд. долларов США 105,5 103-104 100-102 100-102 102-103
Импорт товаров, всего млрд. долларов США 44,2 48-50 52-54 54-56 58-60
Сальдо экспортно-импортных операций,  млрд. долларов США 61,3 53-56 46-50 44-48 42-45

Прогноз основных социальных индикаторов на 2001-2004 годы

Показатели 2000 2001
(оценка)
2002
(оценка)
2003
(оценка)
2004
(оценка)
Номинальные денежные доходы, млрд. руб. 3742,3 4865,2 6010,0 7145,0 8605,0
в % к предыдущему периоду 133,1 130,0 123,5 118,9 120,4
Реальные располагаемые денежные доходы, % 109,1 104,7 105,0 104,5 106,5
Из общей суммы денежных доходов население использовало на :
покупку товаров и оплату услуг 77,8 79,4 79,4 79,6 79,8
оплату обязательных платежей и взносов 7,8 8,8 8,8 8,9 9,0
сбережение 5,0 4,0 4,2 4,4 4,5
покупку валюты 6,7 6,0 6,1 6,1 6,0
Прирост (+), уменьшение (-) денег на руках 2,7 1,8 1,5 1,0 0,7
Численность населения*, млн.человек 145,2 144,5 143,7 143,0 142,2
Численность экономически активного населения*, млн. человек 72,2 72,3 72,5 72,7 73,0
в том числе:
Занято всеми видами экономической деятельности*, млн. человек
64,7 65,2 65,3 65,3 65,4
в % к предыдущему периоду 101,1 100,8 100,2 100,1 100,2
Численность безработных*, млн.человек 7,5 7,1 7,2 7,4 7,6
в % к предыдущему периоду 81,3 94,7 101,4 102,8 102,6
в % к экономически активному населению 10,5 9,8 9,9 10,2 10,4
из них официально зарегистрированы в органах службы занятости*, млн. человек 1,1 1,1 1,2 1,4 1,5
в % к предыдущему периоду 67,4 100,5 111,6 116,7 106,3
в % к экономически активному населению 1,5 1,5 1,7 1,9 2,0

* в среднем за год