СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

о ходе работ в сфере технического регулирования

(по материалам заседания Правительства РФ

от 13 апреля 2006 г.)

 

 

1. Важнейшие результаты, достигнутые в 2005 году и 1 квартале 2006 г. в ходе реализации реформы техрегулирования:

- принят специальный технический регламент (СТР) «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ;

- всего по состоянию на 15 марта 2006 г. заключено 80 контрактов на разработку проектов технических регламентов (ТР), в т.ч. разработано 55 проектов ТР по Программе разработки ТР, утвержденной Правительством РФ. В Правительство РФ было направлено 16 законопроектов; на рассмотрении и согласовании с федеральными органами исполнительной власти находятся 14 проектов ТР; остальные проходят стадию публичного обсуждения;

- сформированы 7 и одобрены Правительственной комиссией по техническому регулированию 3 системы технического регулирования по отраслям, в т.ч. по металлургии; 9 таких систем находятся в разработке;

- принята концепция развития национальной системы стандартизации;

- ведется работа в области формирования единой системы аккредитации; разработано положение об аккредитации органов по оценке соответствия, а также подготовлен перечень федеральных органов исполнительной власти, которые должны осуществлять аккредитацию;

- продолжалась работа по совершенствованию процедуры подтверждения соответствия: согласно положениям ФЗ «О техническом регулировании» внесены изменения в перечень видов продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия.

2. Реализация Программы разработки ТР на 2004-2006 гг.

В ноябре 2004 г. Правительством РФ была принята Программа разработки ТР на 2004-2006 гг. В качестве госзаказчика было определено Минпромэнерго России. Помимо Минпромэнерго России в выполнении Программы участвовало 29 федеральных органов исполнительной власти.

В 2005 году в соответствии с Программой к внесению в Правительство было предусмотрено 20 ТР, в 2006 – 50. Все внесенные регламенты возвращены на доработку.

В течение 1-го полугодия 2005 г. были сформированы подходы к организации взаимодействия ведомств – участников разработки ТР на всех этапах реализации Программы, включая формирование технических заданий к разработке проектов, проведение процедуры конкурсного отбора исполнителей, приемку результатов исполнения государственных заказов. С учетом этих подходов было разработано «Положение о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации Программы разработки ТР», которое утверждено на заседании Правительственной комиссии по техрегулированию 17 июня 2005 г.

3. Инициативная разработка ТР

Инициаторами разработки проектов ТР являются, как правило, представители бизнес-ассоциаций и объединений. В настоящее время в инициативном порядке проводится разработка 105 ТР.

4. Внесение изменений в ФЗ «О техническом регулировании»

В конце марта 2006 г. МПЭ России представило концепцию и технические задания по соответствующему законопроекту. 10 апреля Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила их.

5. Реформирование механизмов подтверждения соответствия устанавливаемым обязательным требованиям.

По состоянию на 1 января 2006 г. в России зарегистрированы 358 систем добровольной сертификации и 19 систем обязательной сертификации, включая систему обязательной сертификации ГОСТ Р, инфраструктура которой включает 1140 органов по сертификации и 2450 испытательных лабораторий. В 2005 году в системе сертификации ГОСТ Р число органов обязательной сертификации возросло по сравнению с 2004 годом на 37 (3,4%), а число аккредитованных испытательных лабораторий – соответственно на 42 (1,7%). Кроме того, в 2005 году зарегистрировано 14 иностранных органов по сертификации продукции (столько же, сколько в 2004 году), и 50 аккредитованных иностранных испытательных лабораторий (на 4,0% больше, чем в 2004 году).

За прошедший год в системах обязательной сертификации количество российских органов по сертификации увеличилось на 36 (с 1168 по 1204), а аккредитованных испытательных лабораторий – уменьшилось на 9 (с 2649 до 2640).

В 2005 году зарегистрировано 146 систем добровольной сертификации, а их общее количество за этот период возросло на 77%; это свидетельствует о расширении области применения добровольной сертификации продукции и систем качества предприятий.

6. Создание единой системы аккредитации органов подтверждения соответствия

Минпромэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внесло в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)». Этот проект после определенной переработки находится на согласовании с соответствующими федеральными органами вместе с проектом постановления Правительства РФ «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять аккредитацию в области технического регулирования».

7. Совершенствование системы госконтроля с учетом положений ФЗ «О техническом регулировании»

Анализ данных Ростехрегулирования за 2005 год по госконтролю за соблюдением обязательных требований в отношении основных классов продукции показал следующее:

- наибольший процент нарушений обязательных требований к продукции выявлен по изделиям автомобильной промышленности, продукции пищевой промышленности, продукции медицинского назначения, оборудованию и электротехническим материалам;

- наиболее характерными нарушениями являются несоответствие проверенной продукции обязательным требованиям по маркировке, безопасности упаковки, несоответствие требованиям к проведению испытаний продукции или срокам испытаний, реализация продукции с истекшим гарантийным сроком и др.;

- доля выявленных нарушений из общего числа проверок незначительно уменьшилась (примерно на 5%);

- удельный вес запрещенной к реализации продукции в общем объеме проверенной продукции сократился с 8% до 4%.

Основные итоги 2005 года по реформированию системы госконтроля сводятся к следующему.

А. В соответствии с Планом мероприятий по реализации ФЗ «О техническом регулировании» Минпромэнерго России совместно с заинтересованным федеральными органами исполнительной власти подготовлены:

- предложения по вопросу организации учета и анализа случаев несоблюдения обязательных требований как технических регламентов, так и иных нормативных правовых актов, действующих до вступления в силу ТР в соответствии со ст.46 ФЗ «О техническом регулировании»; представлены в Правительство РФ;

- предложения по вопросу организации учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований и информирования приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований.

Предусмотрено создание Единой системы учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов. Это потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Б. Минпромэнерго России совместно с Ростехрегулированием переработан действующий порядок организации и осуществления госконтроля и надзора в области соблюдения обязательных требований к продукции и обеспечения единства измерений, в части приведения порядка госконтроля в соответствие с требованиями норм федеральных законов «О техническом регулировании» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предринимателей при проведении госконтроля и надзора». Проект постановления Правительства РФ «Об организации и осуществлении госконтроля (надзора) в области соблюдения обязательных требований к продукции и обеспечения единства измерений» направлен на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти.

В. Минэкономразвития России разработана концепция проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора)», которая находится в стадии согласования.

8. Деятельность Правительственной комиссии по техрегулированию

Правительственная комиссия по техрегулированию была образована в марте 2005 г. В ее состав входит 31 человек, среди них представители Федерального Собрания, Администрации Президента, Аппарата Правительства, Торгово-промышленной палаты РФ, 22-х федеральных органов исполнительной власти и Общественного совета по техрегулированию, образованного при Минпромэнерго России.

Работа Комиссии осуществляется на регулярной основе, позволяет оперативно решать вопросы, связанные с реализацией ФЗ «О техническом регулировании», а также обеспечивать согласованность действий федеральных органов исполнительной власти в области техрегулирования.

За период работы Комиссии (с апреля 2005 г. по февраль 2006 г.) проведено 8 заседаний. На них были рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

- о совершенствовании организации работ в сфере техрегулирования; о ходе реализации программы разработки ТР на 2004-2006 годы, о предложениях по ее изменению и уточнению и подготовке Программы на 2007-2008 годы;

- о внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании»;

- о проекте концепции развития национальной системы стандартизации;

- о создании национальной системы аккредитации в области подтверждения соответствия в Российской Федерации;

- о системе техрегулирования в электроэнергетике;

- о системе техрегулирования в строительстве;

- о работе Общественного совета по техрегулированию по проведению общественных слушаний проектов ТР и повышении роли объединений предпринимателей в реализации реформы техрегулирования;

- о предложениях по вопросу организации учета и анализа случаев несоблюдения обязательных требований ТР, нормативных правовых актов РФ и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, действующих до вступления в силу ТР.

На заседаниях Комиссии также рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся методического обеспечения в сфере техрегулирования.

Системы техрегулирования в отдельных отраслях после одобрения Комиссией являются основой для подготовки программ разработки ТР, утвержденных Правительством РФ.

Информационное обеспечение реформы техрегулирования

Информационное обеспечение работ по техрегулированию предусмотрено ФЗ «О техническом регулировании».

Постановлением Правительства РФ установлен порядок создания и функционирования Единой информационной системы по техрегулированию.

Целями создания Единой системы являются, в частности:

- оперативное обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной и полной информацией в сфере техрегулирования;

- обеспечение информационной поддержки процессов техрегулирования;

- проведение мониторинга хода реализации ФЗ «О техническом регулировании»;

- создание условий и предпосылок для организации и осуществления межведомственных, межрегиональных связей, а также международного сотрудничества.

Головной структурой, ответственной за эффективное функционирование Единой системы, должен стать вновь образованный Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии (РНТЦ «Стандартинформ»). Финансовое обеспечение работ по созданию Единой системы будет осуществляться в основном за счет средств федерального бюджета.

В настоящее время действует Федеральный информационный фонд ТР и стандартов. В зависимости от вида документов их хранение осуществляется в подлинниках в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме.

Вместе с тем, уже можно говорить о функционировании отдельных элементов Единой системы на информационно-технологической базе ранее созданной в Госстандарте России автоматизированной системы обработки информации по стандартизации, метрологии и сертификации (АСОИ).

Еще одним направлением информационного обеспечения реформы техрегулирования является размещение материалов на официальных интернет-сайтах Минпромэнерго России и Ростехрегулирования. В течение 2004-2006 годов на этих сайтах были размещены: национальная программа разработки ТР, программа разработки национальных стандартов, уведомления о разработке и завершении разработки технических регламентов и национальных стандартов, материалы по вопросам обеспечения единства измерений, аккредитации, публикации по проблемам техрегулирования, тексты проектов ТР, заключения экспертных комиссий и др. Также данная информация официально публикуется в издании журнала «Вестник технического регулирования».

 

 

 

апрель 2006 г.