Данный материал был представлен Министерством экономического развития и торговли РФ по запросу Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и был рассмотрен 31 августа 2001 года.


Ожидаемые последствия присоединения России к Всемирной торговой организации

Международная торговля: общие аргументы "за" и "против"

Некоторые дискуссионные аргументы

Последствия неучастия России в ВТО

Основные проблемные вопросы присоединения России к ВТО

Перспективы переговорного процесса и ближайшие задачи

Возможный график присоединения

Доступ на рынок товаров

Ожидаемые последствия присоединения к ВТО. Выводы

Сельское хозяйство. Выводы

Здравоохранение

Распоряжение Правительства РФ от 8 августа 2001 г. №1054-р

Приложение к распоряжению Правительства РФ от 8 августа 2001 г. №1054-р

 

 

Ожидаемые последствия присоединения России к Всемирной торговой организации

     В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, одной из главных целей государственной внешнеэкономической политики является дальнейшая интеграция, России в систему мировых связей, важнейшей составной частью которой является присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО). Присоединение России к Всемирной Торговой Организации - один из центральных вопросов экономической политики. Обсуждение его в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий присоединения, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров. Присоединение к ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия присоединения. Основной клубок вопросов, возникающих в ходе обсуждения проблемы присоединения Редеем и к ВТО - это стандартный набор проблем, тормозящий развитие экономики России, связанных, в первую очередь с плохим инвестиционным климатом, нереструктурированные промышленность и сельское хозяйство, неконкурентоспособным финансовый сектор — бороться с этими негативными факторами придется независимо от того, присоединится Россия к ВТО или нет.
        С другой -стороны, присоединение России к ВТО укажет стать своего рода точкой отсчета, с которой начнется перестройка экономики, если ориентироваться на необходимость встраивания в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности.

 

Международная торговля: общие аргументы «за» и «против»

        Анализ ожидаемых выгод от присоединения Россия к ВТО дает следующие основные результаты.
      Во-первых, выгодность для стран от участия в международной торговле основана на принципе сравнительного преимущества, согласно которому страны специализируются в производстве тех товаров, которые производить в этой стране выгодней, чем другие, таким образом, возникает международное разделение труда, которое ведет к экономическому росту. Важным фактором является то, что вступление страны в ВТО открывает ее предприятиям доступ к более дешевым импортных комплектующим и сырью, а- населению — к более дешевым товарам и услугам (в том числе и финансовым) и, таким образом, способствуют повышению уровня жизни.
        Во-вторых, устранение остающихся с прежних времен дискриминационных подходов в отношении российского экспорта и через это улучшение доступа конкурентоспособных российских экспортных товаров и услуг.
       В частности, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам. В случае присоединения России к ВТО ныне действующие антидемпинговые меры должны быть предусмотрены и отменены или приведены в соответствие с нормами и правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничен7ий, которые, в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕЭС), некоторых видов текстильных изделий (США), специальной разрешительной системы (ЕЭС - ядерное топливо) и т.п.  Помимо этого, ряд запретов и ограничений технического характера, применяемых в настоящее время в отношении российского экспорта, несовместимы с правилами ВТО (например, спортивное оружие, некоторые строительные материалы, пушнина, рыбопродукты и др.). В общей сложности насчитываются многие десятки необоснованных и дикриминационных мер, наносящих ежегодный ущерб для российского экспорта, в среднем порядка 1,5-2,0 млрд. долларов США.

       В-третьих, доступ России к механизму урегулирования торговых споров. Данный механизм, хотя и не идеален, однако аналогичного ему в мире не существует. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая страны - члены от произвольных односторонних действий, с чем Россия сталкивается все чаще.

       В-четвертых, создание через внедрение норм и правил ВТО в российскую законодательную практику стабильной и предсказуемой среды для инвестиционных решений, включая привычные правила игры для привлечения иностранного капитала в Россию. Применение норм ВТО означает внедрение в российскую экономическую действительность опыта регулирования рыночной экономики, апробированного на практике международным сообществом за последние десятилетия.

      В-пятых, стимулирование притока иностранных инвестиций в российскую экономику, что приведет к росту производства, увеличению занятости населения.

      В-шестых, стимулирование развития научно-технического прогресса (НТП) через организацию производства по российским "ноу-хау" с использованием иностранных технологий. Это особенно актуально с точки зрения обеспечения участия России на равноправной основе в разработке сложных научно-технических проблем, в проведении современных фундаментальных  исследований, а также в принятии активного участия в международном обмене знаниями  достижениями.

       В седьмых, более глубокое международное сотрудничество по решению социальных и гуманитарных проблем современности. Следует отметить, что у России есть уже успешный опыт сотрудничества в европейским союзом по программе Тасис. В соответствии с программой осуществляется ряд проектов по развитию образования, здравоохранении системы социальной защиты, поддержке административной реформы. На эти цели ЕЭС ежегодно выделяет в среднем 32,5 млн. ЭКЮ.

 

      В области социальной защиты были разработаны ряд программ по выработке практических рекомендаций по улучшению управления и финансирования социальной сферы., жилищно-коммунальной реформе, совершенствованию здравоохранения и охраны материнства, муниципализации социальных объектов приватизированных предприятий; содействию реформированию социальной сферы и трудовых отношений путем участия в подготовке проекта нового Трудового Кодекса, распространения западноевропейского опыта решения трудовых споров и установления социального партнерства на предприятиях.
       Вышеизложенные аргументы верны со статической точки зрения. При рассмотрении динамических аспектов возникает основной аргумент протекционизма: так называемый аргумент развивающейся отрасли (infant industry argument): если отрасль почти конкурентоспособна в глобальной экономике, то ее стоит защитить (тарифами или квотами) на некоторое время, пока она не достигнет уровня конкурентоспособности, и лишь затем открывать рынок. В принципе, этот аргумент верен, другое дело, что на практике он используется не вполне корректно. Многие развивающиеся страны пытались идти по этому пути, и в подавляющем большинстве из них происходило следующее. Каждая отрасль объявляет себя почти конкурентоспособной и требует защиты (при этом успеха в лоббировании добиваются, как правило, не только и не столько новые и растущие отрасли). Но если защищать всех, то это приведет к снижению уровня жизни населения, причем выигрыш каждой отрасли будет невелик (закрытие всех рынков приведет к существенному повышению обменного курса рубля). Кроме того, очень трудно удержаться от продления периода зашиты - отраслевым лоббистам, как правило, удается превратить временную защиту в перманентную. Немедленное присоединение к ВТО позволяет решить обе проблемы: в процессе переговоров можно будет определить отсрочку открытия некоторых рынков, при этом ее нельзя будет продлить.
       Примечание: правила ВТО позволяют сохранить преференциальные условия торговли со странами СНГ.

 

Некоторые дискуссионные аргументы

ПРОТИВ присоединения

Контраргументы

Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей - тариф будет -связан,  субсидии ограничены.

Уровень "связывания" тарифа -
вопрос переговоров. Скорее всего,
удастся добиться среднего уровня "связывания" в 12% - что выше, чем ожидаемый уровень тарифной зашиты после реализации последних решений о "гармонизации". Россия сможет активно применять инструменты селективной защиты секторов от наносящей ущерб конкуренции, которые до сих пор практически не используются. Наконец, в критических случаях Россия сможет выйти из "связывания" тарифа.
Что касается субсидий, то запреты касаются главным  образом только экспортных субсидий в
промышленности (в России практически не предоставляются).
Практика селективного субсидирования в последние год-два ограничена до минимума.  Отдельным вопросом является субсидирование аграрного сектора, где все виды субсидирования пока разрешены ВТО. Задачей является согласование разумного уровня таких субсидий для России.

Россия будет вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальным интересам.

Это - также вопрос переговоров. Ни  один партнер пока не требует полной  либерализации доступа на эти рынки. Кроме того, в проект обязательств
России "заложены" некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранной конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги. В настоящее время доступ для иностранных поставщиков ограничен только в 6 секторах услуг. В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступу на конкретный рынок услуг.
Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, и проводить суверенную экономического политику.
Россия давно не суверенна в принятии решений. Ее суверенитет ограничивается более 4000 международных договоров, в которых она участвует. Ряд этих договоров (Договор к Энергетической хартии. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕЭС) содержит, в том числе через
прямую ссылку на конкретные статьи соглашений ВТО, обязательства, идентичные или сопоставимые с обязательствами участников ВТО. С другой стороны, решение ряда важных макроэкономических задач нереально без использования уже накопленного опыта других стран.

Участие в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета

Эти расходы не превышают 1-2  миллионов долларов США в год  (членский взнос, расходы на содержание аппарата)

Участие в ВТО потребует серьезных изменений в работе Правительства 

Это не совсем так - речь идет о  решении достаточно непростой задачи подготовки квалифицированных госслужащих.


Последствия неучастия России в ВТО

       1.  Полноценная интеграция России в мировую экономику невозможна без участия в мировой торговой системе, основу которой составляет ВТО. 

       2. В практическом плане альтернативой вступлению в ВТО является фактическая консервация возможности для ограничительной политики в отношении российского экспорта со стороны других стран. Практика последних лет показывает невозможность эффективной защиты экспортных российских интересов без использования механизмов ВТО (как только присутствие российской продукции на внешних рынках становится ощутимым, нашими партнерами применяются различные ограничения, против которых российские экспортеры оказываются беззащитными). Отсутствие нормальных внешних условий для промышленного экспорта будет все больше угрожать резервированием за Россией роли сырьевого придатка развитых стран. 

       3. Без вступления в ВТО трудно рассчитывать на серьезное улучшение привлекательности России для иностранных инвесторов.


Основные проблемные вопросы присоединения России к ВТО

       В ходе переговоров стало -очевидно, что наши партнёры выдвигают жесткие требования к российским обязательствам, граничащие в некоторых случаях с недопустимым с точки зрения защиты отечественных производителей открытием рынка товаров. В частности, в отношении общего уровня тарифной защиты выдвигаются требования по существенному и быстрому снижению импортных пошлин. В их числе:
• сокращение т.н. «тарифных пиков» (снижение до уровня 12% всех значений таможенных пошлин, превышающих данную величину);
• немедленное замораживание остальных таможенных пошлин и их дальнейшее сокращение;
• значительное сокращение общего средневзвешенного уровня таможенных тарифов.
      Российская сторона исходит в переговорах по данному вопросу из явной завышенности требований стран - членов ВТО, тем более что
их выполнение привело бык установлению тарифов, более низких, чем в США и ЈС. Россия была бы в целом готова к снижению уровня таможенной зашиты, однако лишь постепенно и поэтапно» с учетом реальной конкурентоспособности отечественной экономики и высокой бюджетной зависимости от размера собираемых таможенных платежей.
      Одной из серьезных проблем по тарифным вопросам является требование к России ряда стран-членов ВТО, включая ключевую группу «квадро» (США, ЕС, Канада, Япония), присоединиться к т.н. «секторальным инициативам», которые предусматривают нулевые импортные ставки или их значительное снижение по 13 укрупненным товарным группа.

• «Нулевой вариант» состоит в ликвидации пошлин на 10 товарных групп: фармацевтика; мебель: медицинское и научное, строительное, сельскохозяйственное, оборудование; изделия из бумаги; сталь;
игрушки; пиво н крепкие спиртные напитки;
•  Соглашение по гармонизации пошлин на химические товары предполагает снижение ставок до 5,5-6.5%;
• Соглашение по торговле гражданской авиатехникой предусматривает отмену пошлин на указанную продукцию, включал летательные аппарата и запасные части:
• Соглашение по информационным технологиям (ИТА) предполагает ликвидацию пошлин по 400 товарным позициям, в т.ч. на компьютеры и компоненты, программное и информационное обеспечение.

      Участниками указанных договоренностей является ограниченный круг стран, и формально они не являются обязательными для всех стран-членов ВТО.
      Для России безоговорочное принятие данных требований в полном объеме является неприемлемым, так как соответствующие отрасли отечественной промышленности пока еще не готовы к открытой конкуренции. Вместе с, тем, ряд инициатив заслуживают более глубокого изучения и дифференцированного подхода, так как их частично и поэтапная реализация может отвечать потребностям отдельных отраслей экономики России и в перспективе содействовать их развитию. Так, в некоторой части (но не целиком) инициативы по химии и ИТА могут быть приемлемы для России.
      России пытаются навязать и: другое юридически необязательное соглашение ВТО - Соглашение по правительственным закупкам, предусматривающее доступ иностранных компаний к участию в поставках товаров и услуг для государственных нужд наряду с отечественными предприятиями. При не разработанности регулирования данной системы в
российской экономике участие в этом механизме на современном этапе может привести к отрицательным последствиям. В перспективе- возможно присоединение к этому Соглашению, но лишь после того, как будет внедрена и отлажена система государственных закупок на федеральном и региональном уровнях. При этом открытие госзакупок для иностранных компаний может должно быть не полным, а частичным, что также станет предметом отдельных
переговоров.
      Жесткий подход со стороны стран-членов ВТО ощущается по сельскохозяйственным вопросам. Наши партнеры требуют заморозить уровень государственной поддержки аграрного сектора на неприемлемом для России низком уровне, используя в качестве базы временной период, когда по причинам кризисного состояния экономики и бюджетных трудностей поддержка была минимальной и недостаточной. В ходе переговоров ведется поиск возможных компромиссов для выхода из сложившейся ситуация.
     Что касается законодательства, то перед Россией стоит сложная юридическая задача в плане внесения в российское законодательство изменений и дополнений, а также совершенствования правоприменительной практики в соответствии с действующими нормами и правилами ВТО.

Перспективы переговорного процесса и ближайшие задачи

     Стратегическая задача - скорейшее вступление в ВТО, но не любой ценой, а на приемлемых для России условиях. Достижение договоренностей в перечисленных выше областях между Россией и основными торговыми партнерами и определит сроки вступления в эту организацию.
      Важнейшей текущей задачей является интенсификация переговорного процесса путем: а) проведение экономически значимых переговоров по услугам; б) поиска развязок на переговорах по сельскохозяйственной проблематике (вопросы сельского хозяйства традиционно являются одними из самых сложных и достижение' компромиссов можно ожидать только на финальной стадии); в) приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО.
       Параллельно с проведением двусторонних переговоров и заседаний Рабочей группы по присоединению России следует развернуть подготовку к участию (в качестве наблюдателя) в новом раунде многосторонних торговых переговоров (МТП) ВТО, который по имеющихся опенкам, начнется в 2002 г.
Решение о начале нового раунда многосторонних торговых переговоров (МТП) будет принято на Министерской Конференции в Катаре (г. Доха). По нашему мнению, вполне реалистично и целесообразно, ставить задачу присоединения России к ВТО до конца нового раунда. При этом наша задача должна заключаться в том, чтобы минимизировать наши совокупные обязательства в ВТО, связанные с присоединением, и по итогам нового раунда МТП. 

Возможный график присоединения

Предлагаемый нашими партнерами интенсивный график переговоров, очевидно, в целом является для России оптимальным:
=> он позволит России принять участие в новом раунде, многосторонних торговых переговоров и выработке новых правил торговли;
==> он окажет минимальное влияние на темпы реформ, н более того будет способствовать их рациональному ускорению. Первые - ключевые - два  года реализации программы Правительства должны идти в русле присоединения, эти процессы должны дополнять друг друга (если реформы отойдут от принципов ВТО, рано или поздно придется - насильственно - "возвращать" их в русло этих принципов) Принцип "лучше изменить все один раз" - в отличие от случая с тарифами - вполне применим для процесса присоединения и связанных внутренних преобразований. С другой стороны, участие в ВТО полностью соответствует основных целям Программы - созданию предсказуемой, транспарентной и эффективной среды для экономического развития;
==> он соответствует переговорным возможностям партнеров, которые - в ожидании нового раунда - относительно свободны;
===> он создаст оптимальные возможности для подкрепления переговорной позиции политическими средствами;
=> он позволит исключить или минимизировать участие Китая, некоторых других присоединяющихся стран (например, Украины) в переговорах. Только две эти страны, имеющие специфические интересы на российском рынке, могут существенно осложнить наши переговоры и условия нашего присоединения;
==> он достаточно реален сточки зрения российских переговорных возможностей;
=> наконец, он ускорит получение неплохого и реального материального эффекта (устранение потерь от дискриминации, компенсации в связи с расширением ЕС и пр.).

Август 2001 г.

Департамент торговой
политики и многосторонних
переговоров
Минэкономразвития России


Доступ на рынок товаров

      С 1998г. российская делегация ведет переговоры по тарифным вопросам со странами-членами ВТО. Данные переговоры являются ключевым элементом процесса присоединения России к этой влиятельной международной экономической организации, и их итоги во многом будут определять условия членства, т.е. права и обязательства нашей страны в ВТО. 

      В ходе обсуждения условии доступа на рынки товаров в рамках двусторонних тарифных переговоров присоединяющаяся страна предоставляет тарифные уступки заинтересованным странам—членам ВТО на основе их запросов.
      Эти тарифные уступки являются своеобразным вступительным «взносом» страны-соискателя; который должен, в  свою очередь, компенсироваться получением ею равноправного доступа в многостороннюю торговую систему, действующую под эгидой ГАТТ/ВТО на основе принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации. Поэтому тарифные переговоры проходят с учетом этих базовых принципов ВТО. а их проведение регулируется установленными правилами и процедурами.
     В настоящее время проведены переговоры с 47 странами, результатом которых стало согласование по, примерно, 70% товарной номенклатуры, исходя из того, что немедленно с момента присоединения Россия не снижает ставок пошлин ни по одной позиции, а по истечении переходного периода (т.е. к 2008-2010 гг.), используемые Россией ставки ввозных пошлин (конечный уровень связывания) будут либо равны ныне действующему импортном тарифу 2001 г., либо будут незначительно (на 3-5 процентных пункта) ниже его уровня, но исключительно в тех секторах экономики, где снижение ставок либо не оказывает существенного влияния на отечественных товаропроизводителей (отсутствующие или не производимые в достаточном количестве в Российской Федерации виды сельскохозяйственного и промышленного сырья или полуфабрикатов), либо там, где российская сторона заинтересована в поступлении зарубежных товаров (прогрессивного технологическое оборудование, компьютерная техника, медицинское, научное и контрольно-измерительное оборудование).

Ожидаемые последствия присоединения к ВТО

       Исследования по другим странах показывают, что в долгосрочном плане внешняя торговля положительно влияет на экономический рост. Однако, в краткосрочной перспективе открытие экономики может повлечь за собой некоторые социальные последствия. Что будет с российской промышленностью, если импорт все-таки увеличится?

Расчеты экспертов показывают, что уже на второй год после роста импорта, благодаря конкуренции и более доступным импортным составляющим, во многих отраслях начинается рост промышленности. Однако в краткосрочном плане отдельные отрасли могут пострадать и терминах объемов выпуска и занятости. В первый год после увеличения импорта, может наблюдаться падение выпуска в пищевой промышленности и машиностроении, прежде всего в производстве средств транспорта, электрооборудования и металлоконструкций, однако величина эффекта вполне умеренна.

Оценивая степень серьезности краткосрочных издержек от открытия экономики, необходимо четче представлять себе, что произойдет в случае альтернативного развития событий, т.е. неприсоединения России к ВТО. К сожалению, отказ от присоединения к ВТО вряд ли поможет избежать потерь. Пока наша промышленность останется нереструктуризированной и неконкурентоспособной, независимо от членства в ВТО импорт будет расти, увеличивая конкуренцию и, толкая, неэффективные предприятия к реструктуризации, а самые неэффективные - и к закрытию. В конечном счете может оказаться, что те самые проблемы, которых мы пытались избежать, будут просто отодвинуты на несколько лет, при этом шанс встроиться в мировую экономику будет упущен. Присоединение же к ВТО может предоставить российским предприятиям возможности и стимулы для повышения производительности. Высвободившаяся при сокращении неэффективных производств рабочая сила может быть использована на более эффективных предприятиях.
Выводы.
Снижение тарифов будет незначительным и может быть компенсировано снижением реального обменного курса рубля вследствие платежей по внешнему долгу и возможного снижения цен на нефть. Данные трудности, как ни странно, помогут защитить «средний класс российской промышленности»,
вставший на ноги после кризиса 1998г. С точки зрения защищенности отечественного производителя валютным курсом , ближайшие годы могут оказаться благоприятными для  присоединения.
• Возможности правительства защищать отдельные отрасли после присоединения будут действительно ограничены, поэтому в процессе переговоров необходимо выбрать приоритетные отрасли и оговорить отсрочку открытия отдельных рынков в условиях присоединения.
• Присоединение к ВТО действительно может привести к спаду в отдельных отраслях и регионах, поэтому уже сейчас нео6ходимо предпринимать меры для решения проблем реструктуризации производства и снижения структурной безработицы. Отказ от присоединения к НТО не снимет необходимости решения этих проблем.


Сельское хозяйство

Сельское хозяйство во всех странах является отраслью с высоким уровнем государственной защиты, особенно выделяются ЕС,. США и Япония. В России расходы на поддержку аграрного сектора сейчас относительно малы, и по большинству сельскохозяйственных культур ей трудно конкурировать с другими странами. Действующие тарифы значительно ниже, чем в среднем по ВТО, при этом вследствие неэффективности таможенного администрирования даже эти низкие тарифы не выполняли своей защитной функции. Таким образом, сегодня сельское хозяйство никак нельзя назвать защищенной отраслью. Может ли ситуация ухудшиться, после присоединения к ВТО? Если понимать под защищенностью возможность в любой момент произвольно менять тарифы, как это понимает большая часть отечественных производителей, то да. И, скорее всего, нет, если взвешенно подойти к процессу переговоров и установить достаточно высокие (но при этом работающие) тарифы по продуктам, нуждающимся в защите.
      С другой стороны, главным средством защиты сельского хозяйства (как и промышленности) является дешевый рубль. Именно после девальвации 1998 года абсолютно развалившееся сельское хозяйство вновь начало развиваться. Кроме обменного курса, производство многих сельскохозяйственных продуктов защищено расстояниями: транспортные издержки увеличивают себестоимость продукции европейских производителей на десятки процентов на большинстве российских рынков. 

      Наконец, правила ВТО не предусматривают отмены субсидирования сельского хозяйства, а лишь требуют введения максимального порога для государственных субсидий. В настоящее время на переговорах обсуждается сумма в 16 млрд. долларов в год - величина более чем достаточная при любых прогнозах развития российской экономики, проблема скорее заключается в отсутствии средств у бюджета, а также в неэффективности существующей политики расходов.
      Что касается основных проблем российского сельского хозяйства, то они во многом схожи с проблемами промышленности - это отсутствие менеджеров, способных заниматься маркетингом и сбытом проекции, мягкие бюджетные ограничения, отсутствие контрактного права, трудности с получением кредита и т.д. В сельском хозяйстве эти проблемы стоят еще более остро вследствие неясно определенных прав собственности на землю. В отличие от промышленных предприятий, основными активами сельскохозяйственных предприятий (бывших колхозов и совхозов) де-факто являются не средства производства, а негласные права на получение явных или неявных субсидий для приобретения- удобрений, кормов, горючего и других ресурсов (по оценкам экономистов американского Министерства сельского хозяйства, используемых российскими сельхозпредприятиями ресурсов достаточно для увеличения урожая на 43%(даже при использовании традиционных советских технологий). Таким образом, система государственного субсидирования хозяйств есть не что иное, как социально ориентированные трансферты на поддержку крестьян, причем осуществляемые крайне неэффективно: до самих крестьян доходит лишь небольшая часть потраченных бюджетом средств. Конечно, существующая система стала основным средством выживания сельских жителей, однако она не предоставляет никаких стимулов для развития эффективного сельскохозяйственного производства. 

      Необходимы серьезные- институциональные изменения, в частности развитие системы кредитования и системы страхования сельскохозяйственных .производств, В этом решающую роль сыграет проведение земельной реформы и создание работающих механизмов оборота земли. Безусловно, сейчас средний размер земельного пая слишком мал для эффективной обработки. С другой стороны, с введением рынка сельхозземель следует ожидать быстрой консолидации участков. Показателен пример Молдовы: за первый год реформы средний размер участка увеличился в сотни раз (от 1,5-3 га в начале реформы до 680 га).
      Система господдержки аграрного сектора должна быть полностью пересмотрена. Необходимо отделить средства, направляемые на развитие, от средств на социальные цели. Последние необходимо выплачивать деньгами и не хозяйствам, а непосредственно сельским жителям (например, через повышение пенсий). Средства на развитие должны вкладываться в первую очередь в инфраструктуру: возможно, стоит подумать о поддержке вновь возрождающихся моторно-тракторных станций или создании межхозяйственных семенных фондов, об улучшении транспортной системы (развитие транспорта является важным звеном в процессе превращения отрасли из импортирующей в экспортирующую. Например, по мнению экспертов, развитие речного транспорта позволит экспортировать картофель в Иран). Государство может также финансировать научные разработки по сельскому хозяйству и проекты, ведущие к росту производительности факторов в аграрном секторе
      Впрочем, многие инфраструктурные вложения МОГУТ быть осуществлены и частными предпринимателями по мере развития оборота земли и консолидации участков. Этот процесс уже начался: после 1998 года в сельское хозяйство начал притекать частный капитал. В основном это крупные промышленные компании, вкладывающиеся пока в наиболее выгодные и очевидные звенья производственной цепочки (заготовка, сбыт), но есть и частные предприниматели, занимающиеся непосредственно производством. Особенно динамично развиваются отрасли, так или иначе связанные с экспортом (Например, посевные площади под лен-кудряш выросли за 2 последних годя почти в 3 раза). Открытость экономики неизбежно предполагает специализацию в производстве тех товаров, по которым у страны есть сравнительные преимущества. В первую очередь, это производство горчицы, подсолнечника, и других масличных. Таким образом, несмотря на трудности в выходе на внешний рынок, связанные с высоким уровнем госрегулирования отрасли в других странах, у России есть перспективы увеличения экспорта сельхозпродукции.

 

Выводы:

Сельское хозяйство не защищено от внешней конкуренции ничем, кроме обменного курса рубля и транспортных издержек.

Необходима продуманная политика тарифной защиты и субсидий и улучшение работы таможни.

• Вопрос состоит не в том, присоединяться или не присоединяться к ВТО, а в том, что делать для развития сектора. Существующая система является неэффективным средством социальной поддержки крестьян и не дает никаких стимулов к развитию. Необходима земельная реформа, развитие кредитования и страхования в сельском хозяйстве. Бюджетные средства должны вкладываться в развитие инфраструктуры, а не на текущую поддержку хозяйств.

• российское сельское хозяйство может встроиться в глобальную экономику, специализируясь в производстве тех культур, по которым у него есть сравнительные преимущества.


Здравоохранение

       Современное состояние российского рынка услуг здравоохранения в целом нельзя назвать благоприятным. С 1990г. происходило сокращение материальных и трудовых ресурсов системы здравоохранения: коечный фонд уменьшился на 12%, численность врачей- примерно на 46%, среднего медицинского персонала - на 10%. При этом Российская Федерация продолжает занимать одно из первых мест в мире по численности врачей и количеству больничных коек на 10 тыс. человек населения.
        Однако по показателям эффективности использования имеющихся ресурсов Российская Федерация далеко отстает от запасных стран. Так, в конце 90-х гг. средняя длительность пребывания больного в стационаре в Российской Федерации равнялась 17 дням, а в странах с развитой рыночной экономикой -6-14 дней.
      Усиливаются структурные диспропорции в предоставлении медицинской помощи. Так, на долю стационарной- помощи приходилось примерно 65% от общего объема расходов на здравоохранение против 35-50% - в западных странах. Интегрированный показатель объема стационарной помощи - число дней
госпитализации на 1000 жителей - составлял 3560, что в 2-3 раза выше, чем в
западных странах с развитым общественным здравоохранением. Уровень госпитализации населения составлял 21 на 100 жителей против 12»17 в западных странах.
      С начала 90-х гг. в России наряду с существованием государственного сектора развивается рынок частных, услуг здравоохранения. На российском рынке уже действует, например, ряд известных иностранных компаний,  услугами которых пользуются большей частью потребители с определенным уровнем дохода. На сегодняшний день, однако, не следует ожидать стремительного развития сектора частного здравоохранения не только ввиду недостаточной разработанности соответствующей законодательной базы, ной в результате в целом низкого уровня платежеспособности российского населения.
      На современном этапе в качестве фактора конкурентоспособности российских поставщиков услуг в сфере здравоохранения по отношению к иностранным поставщикам на внутреннем рынке в целом еще может рассматриваться уровень профессиональной подготовки (включая медицинские» медико-социальные, санитарные и т.п. услуги, а также дистрибьюторские услуга в фармацевтики). Вместе с тем, не соответствующая современное уровню развития медицины материально-техническая база учреждений здравоохранения (в том числе оптовой и розничной сети лекарственными средствами) позволяет считать конкурентоспособными лишь небольшое число отечественных поставщиков услуг в сфере здравоохранения. Это частично негосударственные организации (компании или "медицинские учреждения" согласно номенклатуре, принятой в России созданные при крупных предприятиях, банковских организациях, финансово-промышленных группах (ФПГ), страховых компаниях), достаточно хорошо оснащенные современным медицинским оборудованием, имеющие в штате на постоянной основе или привлекающихся по договорам  высококвалифицированные медицинские кадры, способные предоставлять широкий спектр сервисных услуг от гостиничных и транспортных до парамедицинских (по уходу, выполнению медицинских услуг на дому). К таким учреждениям можно отнести медико-санитарные части Газпрома, ЛУКОЙЛа, ЗИЛа, АвтоВАЗа, КраЗа, а также конкурентоспособные медицинские организации при государственных структурах (ЦБ России, МПС России и др.).
     Рост присутствия иностранных поставщиков услуг расширит возможность выбора на территории Российской Федерации услуг здравоохранения различного вида, качества и стоимости для потребителей, что будет способствовать удовлетворению потребностей населения в медицинских услугах и приведет к росту объемов платных медицинских услуг в целом. Кроме того, допуск иностранных поставщиков медицинских услуг на российский рынок будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в сферу здравоохранения и развитию конкуренции на рынке здравоохранения,
        В тоже время, организации негосударственного сектора в здравоохранении, создаваемые с привлечением иностранных инвестиций, благодаря более высокому в ряде сфер медицины качеству предлагаемых услуг, лучшему оснащению оборудованием, обладанию более квалифицированными профессиональными навыками способны предоставить населению услуги  в отношении которых как государственные, так и негосударственные российские организации окажутся неконкурентоспособными, даже, несмотря на более высокую по сравнению с российскими поставщиками стоимость услуг. Это может привести к определенному оттоку средств из российского сегмента услуг здравоохранения, поскольку основную группу потребителей платного медицинского обслуживания составит население с доходами выше прожиточного минимума и население со "сверхдоходами", склонное ориентироваться в первую очередь на качество обслуживания, а но на его стоимость.
        Кроме того, может прогнозироваться рост государственных затрат на оплату медицинских услуг в связи с появлением на российском рынке новых более затратных медицинских технологий, более дорогого оборудования и лекарственных средств, поскольку Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью не ограничен круг поставщиков таких услуг.
        В результате такая ситуация, с одной стороны, может привести к торможению процесса образования российских компании в платном секторе, однако, с другой стороны, будет способствовать стимулированию повышения уровня предоставляемых услуг отечественными поставщиками.
       В связи с этим. важной задачей является разработка оптимального уровня регулирования деятельности иностранных и российских поставщиков услуг в сфере российского здравоохранения с учетом потребностей населения, а также интересов российских компаний (в том числе с целью повышения их конкурентоспособности для выхода на зарубежные рынки).
      До настоящего времени правовое регулирование субъектов частной системы здравоохранения в Российской Федерации является недостаточно разработанным. Положения действующего законодательства, регулирующие доступ  частных поставщиков на рынок услуг здравоохранения, не систематизированы в рамках одного законодательного акта. При этом нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат мер, дискриминирующих иностранных поставщиков медицинских услуг по сравнению с национальными, т.е. им предоставляется национальный режим. Основная часть ограничительных мер по доступу на рынок услуг здравоохранения применяется для иностранных поставщиков на не дискриминационной основе, что означает распространение на них того же правового регулирования, которое применяется в отношении национальных поставщиков услуг.
      Однако, по мнению Минздрава России, в сфере здравоохранения, социально значимой и относительно незащищенной, требуется разработка дополнительных мер, регулирующих доступ иностранных поставщиков медицинских услуг на российский рынок. Наличие -механизма государственного регулирования доступа иностранных поставщиков услуг на внутренний рынок в сфере здравоохранения позволит создать адекватную потребностям наиболее материально обеспеченной и платежеспособной части населения инфраструктуру медицинской помощи с повышенным сервисным обслуживанием на территории Российской Федераций. 


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 августа 2001 г. № 1054-р
МОСКВА

       1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации (далее именуется - План).
       2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить контроль за выполнением Плана, а также за своевременным представлением в Правительство Российской Федерации предусмотренных Планом проектов федеральных законов.
       3. Минюсту России ежеквартально обобщать и докладывать в Правительство Российской Федерации информацию о выполнении Плана федеральными органами исполнительной власти и организациями.

 

Председатель Правительства РФ                                                                                                                  М.Касьянов

 

Приложение
 к распоряжению Правительства
 Российской Федерации
от 8 августа 2001 г. №1054-р

Содержание мероприятий

Вид документа (проект)

Срок представления в Правительство РФ

Срок внесения в Государ-

ственную Думу

ответственные исполнители

1.Совершенствование законодательства в области защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, приведение его в соответствие с положениями статей VI, XVI,  и XIX Генерального соглашения по тарифам и торговле в редакции 1994 года (ГАТТ-94), Соглашением ВТО по применению статьи VI ГАТТ-94, Соглашением ВТО по защитным мерам и Соглашением ВТО по субсидиями компенсационным мерам

Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"

III квартал 2001 г.

IV квартал 2001 г.

Минэкономразвития России, Минфин России, ГТК России, Минпромнауки России, Банк России, МАП России, Минсельхоз России

2.Совершенствование законодательства в области лицензирования экспорта и импорта товаров, приведение его в соответствие со статьями XX и XXI ГАТТ-94, а также Соглашением ВТО об импортном лицензировании

федеральный закон "О лицензировании экспорта и импорта товаров"

III квартал 2001 г.

IV квартал 2001 г.

Минэкономразвития России, Минфин России. ГТК России, Минпромнауки России, МАП России

3.Совершенствование законодательства в области субсидирования и иных форм поддержки производства, приведение его в соответствие с положениями Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам

федеральный закон "о государственной помощи"

III квартал 2001 г.

IV квартал 2001 г.

МАП России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минимущество России

4.Совершенствование законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приведение его в соответствие с положениями статей XI, XII, XIX, XX и XXI ГАТТ-94

федеральный закон
" О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

III квартал 2001 г.

IV квартал 2001 г.

Минэкономразвития России, МНС России, Минфин России, ГТК России, Минсельхоз России, МВД России

5.Совершенствование таможенного законодательства, приведение его в соответствие с нормами и правилами ВТО, в том числе с положениями статей VII и VIII ГАТТ-94, Соглашением ВТО по применению статьи VII ГАТТ-94, а также со статьей I и п.1(Ь) статьи II ГАТТ-94 и статьей IV Соглашения ВТО по сельскому хозяйству

Таможенный кодекс
Российской Федерации
(новая редакция)

 

глава "Таможенная
пошлина и таможенные сборы" Налогового кодекса Российской Федерации

III квартал 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

III квартал 2001 г.

II квартал 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

IV квартал 2001 г.

 

ГТК России, Минэкономразвития России, Минфин России, МНС России

 

 

 

ГТК России, Минэкономразвития России, Минфин России

 

6.Совершенствование законодательства в области стандартизации и подтверждения соответствия, санитарных и фитосанитарных мер, приведение его в соответствие с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле и Соглашением ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер

федеральные законы в области стандартизации, сертификации, подтверждения соответствия

 

 

III квартал 2001 г.

IV квартал 2001 г.

 

Минэкономразвития России, Госстандарт России, Минсельхоз России, Минздрав России, МИД России

7.Совершенствование валютного законодательства с целью его либерализации, в том числе приведение его в соответствие с нормами и правилами ВТО

федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"

III квартал 2001 г.

IV квартал 2001 г.

Минфин России, Минэкономразвития России,  МНС России, ГТК России, Банк России

8.Приведение в соответствие с нормами и правилами ВТО Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности"

федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности"

I квартал 2002 г.

II квартал 2002 г.

Минэкономразвития России, Минфин России, ГТК России, Минпромнауки России, МИД России