Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

      Статья 1. Внести в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, №31, ст. 3803; 1999, № 29, ст. 3702; 2001, № 44, ст. 4152) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 3:
Абзац 8 изложить в следующей редакции:
- страховщик - Фонд социального страхования Российской Федераций и иные страховые некоммерческие организации, действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации и объединенные в страховой Пул;
Абзац 15 и 16 изложить в следующей редакции: 
- профессиональный риск - вероятность потери заработка (дохода) из-за потери профессиональной трудоспособности вследствие повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору, гражданско-правовому договору - или индивидуальной трудовой деятельности:
 - класс профессионального риска ~ классификационная группа страхователей, рассчитываемая как отношение выплат по страховому обеспечению к фонду оплаты труда.
Дополнить статью 3 пунктами следующего содержания:
- иная страховая некоммерческая организация - юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности в страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний извлечение прибыли;
- страховой Пул или Пул по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве (далее Пул) - автономная некоммерческая организация, объединяющая Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) и иные страховые организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, занимающиеся обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве;
- страховая история страхователя - совокупность сведений об отношениях страхователя с Фондом, Пулом и застрахованными, в том числе статистика страховых случаев, страховых выплат и затрат на превентивные мероприятия, сведения о состоянии условий и охраны труда, а также иная существенная для страховщика информация, касающаяся осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и необходимая для проведения актуарных (вероятностных) расчетов в целях установления страхового тарифа и определения условий договора страхования.
2. Статью 4 дополнить пунктом следующего содержания:
- право страхователя выбирать страховщика из числа участников Пула при осуществлении им страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- право физических лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, выбирать страховщика из числа участников Пула.
3. Пункт 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
1. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора или на основании гражданско-правового договора, заключенного со страхователем;
физические лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Абзац 4 пункта 1 статьи 5 исключить.
4. Статью 6 изложить в следующей редакции:
      Статья 6. Регистрация страхователей и отдельных категорий застрахованных.
1. Регистрация страхователей страховщиком производится:
страхователей - юридических лиц - в десятидневный срок со дня их государственной регистрации;
страхователей - физических лиц, нанимающих работников на основании трудового договора (контракта) или на основании гражданско-правового договора, - в десятидневный срок со дня заключения любого из указанных договоров с первым из нанимаемых работников;
застрахованных - физических лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, - в десятидневный срок со дня обращения к страховщику.
Факт регистрации страхователя и физических лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, страховщиком удостоверяется страховым свидетельством по утвержденной страховщиком форме.
Перерегистрация страхователей и физических лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой проводится в сроки, установленные страховщиком.
5. Статья 7:
Абзац 3 пункта 3 дополнить:
Учащимся, отслужившим в период с 18 до 23 лет в армии, срок страховых выплат продлевается на период службы, но не более, чем до 25 лет.
Абзац 4 пункта 3 изложить в следующей редакции:
женщинам и мужчинам по достижении ими возраста, дающего им право на пенсию по старости или по льготным основаниям, - пожизненно.
6. Статья 8:
Абзац 1 пункта 3 изложить в следующей редакции:
3. Возмещение застрахованному утраченного заработка и выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы, осуществляется причинителем вреда.
7. Статья 11:
Пункт 1 изложить в следующей редакции:
1. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из пятнадцатикратной величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации на день такой выплаты.
В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном пятнадцатикратной величине прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации на день такой выплаты.
8. В статье 12:
Абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплаты его труда (дохода) как по месту его основной работы, так и по совместительству. Не упрятываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и сумма выходного пособия при увольнении. Суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам зачитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.
Пункт 5 изложить в следующей редакции:
5. Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора или гражданско-правового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо средний размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не ниже величины одного прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации на день обращения за обеспечением по страхованию с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки.
9. В статье 15:
Изложить пункт 1 в следующей редакции:
1. Назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве производятся в следующем порядке:
а) при наличии договора страхования, заключенного в соответствии с настоящим Законом, пособие выплачивается страховщиком - страховой организацией, являющейся участником Пула;
б) при отсутствии договора страхования — пособие выплачивается Фондом.
До подтверждения страхового случая в установленном порядке пособие по временной нетрудоспособности выплачивается из средств, предназначенных для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию.
Назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации из средств, предназначенных для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию.
2. Абзац 2 пункта 2 изложить в следующей редакции:
Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию в течение трех лет со дня наступления несчастного случая на производстве за исключением случаев стойкой утраты нетрудоспособности, когда срок обращения за страховыми выплатами не ограничивается.
3. Абзацы 8,9, 10 и 11 пункта 4 изложить в следующей редакции:
справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии — органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного, о членах семьи, находившихся на иждивении застрахованного, о том, что один из родителей, супруг (супруга), либо другой член семьи умершего застрахованного не  работает и занят уходом за его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению медицинского органа признаны нуждающимися в постороннем уходе.
4, В пункте 4 дополнить перечень документов абзацем:
для случаев профессиональных заболеваний - заключение центра профпатологии о связи заболевания с профессией.
5. Абзац 14 изложить в следующей редакции:
Перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется применительно к страхованию от несчастных случаев на производстве стандартами (едиными) правилами Пула, применительно к страхованию от профессиональных заболеваний - Фондом.
6. Дополнить абзац 15 следующим текстом:
... либо в соответствии с договором страхования.
7. Пункты 7, 8 и 9 изложить в следующей редакции: -
Назначение и выплата, обеспечения по страхованию производятся страховщиком, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем. Единовременные страховые выплаты производятся в сроки, установленные пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона или на иных условиях, предусмотренных договором страхования.
При нарушении сроков осуществления страховых выплат субъект страхования, обязанный их осуществить, выплачивает застрахованному и иным лицам, имеющим право на получение обеспечения по страхованию, пеню в размере одной трехсотой от действующей на момент выплаты ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации за каждый день просрочки.
Образовавшаяся по причине задержки страхователем страховых выплат пеня в счет уплаты страховщику страховых взносов не засчитывается.
10. В статье 16:
подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:
- обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в комиссию (уполномоченного) по социальному страхованию на предприятии^ Фонд, Пул, государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд;
подпункт 6 пункта 1 изложить в следующей редакции:
- самостоятельное обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам медицины освидетельствования (переосвидетельствования), центры профессиональной патологии для проведения обследования и экспертизы связи заболевания с профессией.
11. В статье 17 подпункт 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:
выбирать по согласованию с уполномоченными застрахованными представительными органами страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве из числа страховых организаций-участников Пула, заключая со страховой организацией договор;
совместно с выбранным страховщиком определять существенные условия договора страхования согласно стандартным (единым) правилам страхования Пула в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- требовать от Пула предоставления копий (выписок) внесенных в страховую историю записей обоснования расчетов предлагаемого в договоре .страхования страховых тарифов, а также обоснования устанавливаемых надбавок и скидок к страховым тарифам.
12. В статье 18:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
1. Страховщик имеет право:
1) устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и правилами Пула, а также договором страхования, надбавки и скидки к страховому тарифу;
2) участвовать в расследовании страховых случаев и случаев страхового мошенничества, работе представительных органов, уполномоченных застрахованными в сфере осуществления общественного контроля за охраной труда в организации в соответствии с законодательством об основах охраны труда в Российской Федерации;
3) за счет страхователя требовать направления застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование, центры профпатологии для обследования и экспертизы установления связи заболевания с профессией в сроки, установленные указанными учреждениями;
4) направлять застрахованного за счет страховщика на переосвидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы центры профессиональной патологии для обследования и экспертизы установления связи заболевания с профессией в сроки, установленные указанными учреждениями и в порядке, определенном в договоре страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5) требовать предоставления сведений из страховой истории и проверять предоставленную информацию в любых организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, соблюдая установленные условия конфиденциальности в обращении с персональной информацией;
6) взаимодействовать с другими участниками Пула, государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, центрами профессиональной патологии, лечебно-профилактическими организациями, профсоюзными, а также с иными уполномоченными застрахованными органами по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также взаимодействовать с иными уполномоченными застрахованными представительными органами, осуществляющими общественный контроль за охраной труда в целях проведения экспертизы страхового случая;
7) давать рекомендации (предписания) по предупреждению наступления страховых случаев, принимать участие в контроле за состоянием условий и охраны труда страхователя;
8) защищать свои права и законные интересы, а также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде;
9) участвовать в проведении обучения застрахованных правилам и нормам по охране труда, использовать средства, страховых резервов в соответствии с Уставом, иными документами Пула и действующим законодательством в целях предотвращения (сокращения) страховых случаев;
10) участвовать в установлении застрахованному
индивидуальной программы реабилитации.
Пункт 2 дополнить:
- выполнять Устав Пула и стандартные (единые) правила страхования, решения Пула в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве;
своевременно регистрировать (перерегистрировать) страхователей в Фонде, передавать другим участникам Пула сведения о регистрации (перерегистрации) страхователей и информацию из страховых историй с соблюдением требований о конфиденциальности согласно стандартным (единым) правилам страхования другим участникам Пула;
- в случае его ликвидации или выхода (исключения) из Пула и иных обстоятельств, которые привели к невозможности осуществлять деятельность в качестве страховщика на условиях настоящего закона, перечислить Фонду капитализированные платежи в размере, соответствующем общей сумме будущих выплат страхового обеспечения, назначаемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим законом;
- осуществить необходимые меры, обеспечивающие его финансовую устойчивость, включая формирование страховых резервов на осуществление указанного вида социального страхования в соответствии с законодательством о страховой деятельности и Уставом, иными документами Пула.
Фонд формирует и размещает страховые резервы в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. 
Исключить подпункт 11 пункта 2.
Дополнить пункт 2 подпунктом 13 следующего содержания:
Иные страхователи:
перестраховывать профессиональные риски в Фонде социального ' страхования или Пуле, или у иных страховщиков, участников Пула.
13. В статье 19:
изложить пункт 1 в следующей редакции:
1. Страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него на основании настоящего Федерального закона обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) в Фонде, за несвоевременную и неполную уплату страховых взносов страховщику, а также за нарушение своих обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации и договора страхования.
А.) В случае задержки на срок более 30 календарных дней уплаты страхового взноса против отчетной даты, установленной или решением Фонда или указанной в договоре страхования, страхователь уплачивает страховщику пеню в размере не менее одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России от суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.
Б.) При сокрытии или занижении страхователем суммы начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных, на которую начисляются страховые взносы, сумма последних подлежит взысканию с начислением пени, размер которой определяется по правилам пункта 2 статьи 19 настоящего закона.
Кроме того, страхователь уплачивает страховщику штраф в размере 50 (пятидесяти) тысяч рублей. При повторном и умышленном сокрытии или занижении установленной для начисления базы штраф взыскивается в размере 100 (ста) тысяч рублей.
В.) В случае уклонения от регистрации (перерегистрации) в Фонде в качестве страхователя лица, нанимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица в доход Фонда за весь период уклонения от указанной регистрации (перерегистрации) с начислением пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России от суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода за который должен быть уплачен страховой взнос.
Дополнить пункт 1 следующим текстом:
Страхователь и его должностные лица, виновные в сокрытии наступления страховых случаев, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1 исключить абзац 5.
2. Взыскание со страхователей недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе путем обращения взыскания на имущество страхователя — должника, осуществляется Фондом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для взыскания налогов, сборов и пеней, а также применения мер ответственности за налоговые правонарушения налоговыми органами.
Дополнить пункт 2 словами:
и договором страхования.
14. Статью 21 изложить в следующей редакции:
1. На обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и . профессиональных заболеваний централизованно устанавливаются следующие виды тарифов страховых взносов:
а) Единый для всех страхователей страховой тариф по обязательному социальному страхованию от профессиональных заболеваний, а также страховому обеспечению пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  в соответствии с обязательствами, возникшими до вступления в силу  настоящего федерального закона.
 б) Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от  несчастных случаев на производстве, дифференцированные по классам профессионального риска, которые устанавливаются страхователем, которые в качестве страховщика выбрали Фонд.
Правила, отнесения страхователей к классу профессионального риска, а также методика расчета дифференцированных страховых тарифов от несчастных случаев на производстве устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Страхователям, избравшим в качестве страховщика Фонд, страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве устанавливаются на срок от одного года до трех лет и шкала тарифов утверждаются Правительством. Российской Федерации. К страховым тарифам страховщиков могут устанавливаться скидки и надбавки в размере 40 процентов в зависимости от состояния условий и охраны труда, уровня расходов на обеспечение по страхованию, а также аттестации рабочих мест и иных существенных факторов.
Правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Страхователям, избравшим в качестве страховщика не Фонд, а иную страховую организацию - участника Пула, страховые тарифы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве устанавливаются страховщиком в соответствии со стандартными (едиными) правилами страхования Пула.
15. Статью 22 дополнить:
- пункт 1 абзац 1 словами «в соответствии с настоящим Федеральным законом»;
- пунктами 4 и 5 следующего содержания:
4, В случае реорганизации страхователя — юридического лица его обязанности, установленные настоящим Федеральным законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику.
5. В случае реорганизации, ликвидации, выхода (исключения) из Пула страховщика - страховой организации, являющейся участником Пула, а также в случае признания договора страхования недействительным, действие означенного договора прекращается и страхователь на определенных настоящим законом условиях обязан вступить в отношения с Фондом как страховщиком и уплачивать назначенные страховые взносы вплоть до момента заключения нового договора страхования.
16. Пункт .3 статьи 24 дополнить текстом следующего содержания:
А) За нарушение установленного срока представления отчетности по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не более чем на 180 дней Фонд применяет к данному страхователю санкцию в виде штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащих начислению на основе указанной отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, по не менее 100 рублей.
Б.) За нарушение установленного срока представления отчетности по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний более чем на. 180 дней Фонд, начиная со 181 дня применяет к данному страхователю санкцию в виде штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащих начислению на основе указанной отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не менее 1000 рублей.
17. Статью 25 дополнить пунктами следующего содержания:
Средства иных страховых организаций - участников Пула зачисляются на счета и расходуются со счетов выбранных ими финансово-кредитных учреждений.
Страховые организации - участники Пула отчитываются перед государственными органами в установленном действующим законодательством порядке, кроме того, они отчитываются перед Пулом по утвержденной Пулом форме. Данная информация является.
конфиденциальной и подлежит в установленном действующем законодательством порядке.
В конце каждого финансового года Пул обязан предоставить сводный отчет Правительству Российской Федерации о поступлении и использовании средств, а также пополнении и расходовании страховых резервов в целом по Пулу.
Ввести в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: ГЛАВУ V. СТРАХОВОЙ ПУЛ, ГЛАВУ VI. РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ ПУЛА, ГЛАВУ VII. ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА, ПРОИЗВОДСТВЕ, ГЛАВУ VIII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ГЛАВУ IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СТРАХОВАНИЕМ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (В случае введения в закон № 125-ФЗ нижеследующих глав нумерация статен указанного закона будет изменена)
ГЛАВА V. СТРАХОВОЙ ПУЛ
      Статья 25. Правовое положение страхового пула
1. В целях повышения эффективности страховой защиты пострадавших на производстве работников, а также обеспечения финансовой стабильности при осуществлении страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве на условиях солидарной ответственности за исполнение обязательств по договорам страхования в соответствии с настоящим федеральным законом Фонд в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации, учреждает страховой пул (далее - Пул) из числа занимающихся данным видом страхования страховых организаций. 2. Пул является автономной (саморегулируемой) некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность, на основании действующего законодательства и Устава Пула.
3. Пул считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4. Пул не отвечает по обязательствам участников Пула не связанным с исполнением настоящего закона и заключенных на его основании договоров страхования, равно как страховые организации - участники Пула не несут ответственности по обязательствам других его частников вне сферы применения настоящего закона.
5. Страховые организации - участники Пула несут солидарную ответственность по исполнению обязательств как страховщиков по договорам страхования, заключенным на основе настоящего закона и Соглашения о страховом пуле.
6. В целях недопущения практики ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции среди участников в Соглашении о страховом пуле предусматривается порядок инициирования признания недействительными полностью или частично договоров страхования (результатов согласованных действий), заключаемых (осуществляемых) аффинированными между собой страховщиком и страхователем.
7. Пул вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за ее пределами.
8. Расчеты по страховым обязательствам могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте с учетом требований законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
9. Пул имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
Пул вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
       Статья 26. Участники Пула
1. Участниками Пула являются:
а) Фонд социального страхования Российской Федерации (Фонд);
б) страховые организации, получившие в установленном порядке лицензию на право осуществления деятельности по страхованию от несчастных случаев на производстве и присоединившиеся к Соглашению о его создании, участвующие в исполнении обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников Пула в соответствии со стандартными (едиными) правилами страхования и методиками расчета страховых тарифов.
2. Для присоединения к Пулу страховая организация представляет в Пул заявление о вступлении, нотариально заверенные копии учредительных документов, лицензии, баланс на последнюю отчетную дату, сведения о финансовых результатах, подтверждающие финансовую устойчивость и платежеспособность, а также иные необходимые документы, перечень и формы которых предусмотрены в Соглашении о Пуле.
3. Минимальный размер оплаченного уставного капитала и иных собственных средств страховой организации, необходимых для участия в Пуле, устанавливается в Соглашении о страховом пуле и не может быть менее ....... млн. руб., если иное не предусмотрено Соглашением.
4. Участники Пула имеют право участвовать в его управлении в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Уставом Пула.
5. Количество страховых организаций - участников Пула не может ограничиваться.
6. Участники пула могут одновременно являться участниками другого страхового пула, а. также заключать договоры перестрахования части риска по заключенным в соответствии с настоящим законом и соглашением о Пуле договорам страхования.
       Статья 27. Устав Пула
1. Устав Пула является учредительным документом Пула.
2.У став Пула должен содержать следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименования Пула;
б) место нахождения Пула;
в) права и обязанности участников Пула;
г) структуру и компетенцию органов управления Пула и порядок принятия ими решений;
д) порядок подготовки и проведения общего собрания членов Пула, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления Пула квалифицированным большинством голосов или единогласно;
е) порядок и условия вступления в Пул и выхода (исключения) из ' состава его участников;
ж) иные положения, обязательные для включения в Устав Пула, а также положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам Российской Федерации.
3. Устав Пула утверждается Правительством Российской Федерации.
       Статья 28. Внесение изменений и дополнений в Устав пула или утверждение Устава пула в новой редакции
1. Внесение изменений и дополнений в Устав Пула и утверждение Устава Пула в новой редакции осуществляется по решению общего собрания участников Пула по согласованию с Правительством Российской Федерации.
2. Изменения и дополнения в Устав Пула подлежат государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
      Статья 29. Соглашение о страховом пуле
1.Соглашение о Пуле заключается между его участниками - страховыми организациями и Фондом.
2. Соглашение о Пуле должно содержать следующее:
а) условия и порядок рассмотрения участниками Пула требований потерпевших о страховых выплатах по договорам обязательного страхования, заключенным другими членами Пула и осуществления указанных страховых выплат;
б) условия и порядок образования и использования резервных фондов, формируемых Пулом с целью обеспечения обязательств его участников по договорам страхования;
в) условия и порядок образования и использования резервных фондов, формируемых страховыми организациями - участниками Пула в целях обеспечения исполнения ими обязательств по договорам страхования, заключаемых на основании настоящего федерального закона;
г) условия вступления в Пул новых участников и выхода или исключения из него, а также основания исключения участников из Пула;
д) требования к уровню профессиональной квалификации персонала Пула и его участников, включая стандарты осуществления профессиональной .деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве;
е) порядок представления участниками Пула статистических данных и ведения единого банка информационного обеспечения деятельности Пула и его участников, а также иной документации, в том числе правил ведения учета и отчетности;
ж) процедуры проведения проверок соблюдения участниками Пула установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа, порядок ознакомления с результатами проверок  других членов, а также требования по обеспечению открытости информации для таких проверок;
з) санкции и иные меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию участниками Пула, их должностными лицами, включая порядок их применения и учета, а также контроль за их исполнением;
и) процедуры разрешения споров между членами Пула, возникших при рассмотрении требований потерпевших и осуществлении страховых выплат по договорам обязательного страхования;
к) максимальный размер обязательств (страховых выплат) Пула по договорам страхования, а также распределение ответственности принимаемых на себя обязательствах между страховыми организациями - участниками Пула.
Устанавливаемый в Соглашении о Пуле максимальный размер страховых выплат по заключаемым в соответствии с настоящим законом договорам страхования определяется на основании требований действующего страхового законодательства и может быть пересмотрен по требованию участников пула, но не чаще одного раза в квартал.
3. Максимальная ответственность страхового пула и каждого участника страхового Пула определяется по каждому из принимаемых на страхование рисков.
4. Соглашение о страховом пуле предусматривает порядок и сроки взаиморасчетов между участниками пула, а также со страхователями (застрахованными) и страховым посредником, если  участие последнего предусмотрено Соглашением, иными лицами при заключении договора страхования, при осуществлении страховых выплат, а также вследствие признания недействительным договора страхования.
      Статья 30. Условия вступления в Пул
1. Условия вступления в Пул определяются Уставом и уточняются в Соглашении о Пуле.
2. Обязательными условиями вступления в Пул являются:
а.) уплата вступительного взноса, размер которого определяется по правилам, излагаемым ниже в данной статье настоящего закона;
б) деятельность на страховом рынке Российской Федерации в качестве страховщика по страхованию жизни и здоровья физических лиц не менее 2 лет;
в) отсутствие неурегулированных финансовых и иных санкций как в Российской Федерации, так и за ее пределами, вынесенными компетентными органами;
г) отсутствие у руководителей страховой компании непогашенной судимости;
д) предоставление страховщиком подробной информации обо всех аффилированных лицах в порядке и согласно формам, установленных Пулом;
е) страховая компания должна являться резидентом Российской Федерации.
2. Не допускается одновременное осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и страхование имущества страхователя одним страховщиком - участником Пула.
3. Размер вступительного взноса Фонда в Пул определяется Правительством Российской Федерации.
4. При образовании Пула размер вступительного взноса участника Пула - страховой организации определяется Фондом по согласованию с всероссийскими объединениями - организациями, представляющими интересы страховщиков. В дальнейшем размеры вступительных взносов определяются Правлением Пула.
5. Размер вступительного взноса может быть индексирован в зависимости от темпов инфляции и пересмотрен (в том числе и для каждого участника в отдельности) по решению Пула не ранее, чем через три года после образования Пула.
       Статья 31. Общее собрание участников Пула
1. Высшим органом управления Пула является общее собрание его участников (далее - общее собрание).
2. Пул обязан ежегодно проводить общее собрание по результатам его деятельности (годовое общее собрание). Годовое общее собрание проводится в сроки, установленные Уставом Пула, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества. На годовом общем собрании решается вопрос об избрании Правления Пула, ревизионной комиссии (ревизора) Пула, утверждении аудитора Пула, утверждении бюджета и сметы административных расходов Пула н годового отчета Пула, иные вопросы, перечень которых определяется Уставом Пула.
3. Проводимые помимо годового общие собрания являются внеочередными.
4. Дата и порядок проведения общего собрания, порядок сообщения участникам о его проведении, перечень предоставляемых частникам материалов (информации) при подготовке к проведению общего собрания устанавливаются Уставом Пула.
5. Решение на общем собрании принимается по результатам голосования. При голосовании каждый участник Пула обладает числом голосов, пропорциональным величине его вступительного взноса.
      Статья 32. Компетенция общего собрания Пула
1. Общее собрание участников Пула правомочно принимать решения:
а) принятие Устава Пула, внесение в него изменений;
б) вынесение на утверждение Правительству Российской Федерации кандидатур для избрания в состав Правления Пула;
в) образование единоличного исполнительного органа Пула, досрочное прекращение его полномочий;
г) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) пула и досрочное прекращение их полномочий;
д) утверждение аудитора Пула;
е) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов;
ж) утверждение бюджета и сметы административных расходов Пула;
з) решение иных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания настоящим федеральным законом и Уставом Пула.
2» Решение по вопросам, указанным в п.1 настоящей статьи,
относится к исключительной компетенции общего собрания
участников. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции
общего собрания участников, не могут быть переданы на решение
исполнительному органу Пула.
       Статья 33. Правление Пула
1. Высшим коллегиальным органом управления Пула является Правление Пула, которое состоит из 11 членов и образуется на паритетной основе.
2. Состав Правления утверждается Правительством Российской Федерации на основании принципов социального партнерства и согласно представленным Пулом кандидатурам из числа следующих кандидатур:
а) двух представителей от Правительства Российской Федерации;
б) двух представителей общественных организаций, защищающих интересы работников и иных застрахованных по настоящему федеральному закону;
в) двух представителей от страховщиков - участников Пула;
г) двух представителей от объединений работодателей (страхователей).
3. В состав Правления Пула входят по должности - Председатель правления Фонда и Генеральный директор Пула. В состав Правления также входит один из руководителей всероссийских объединений - организаций, представляющих интересы страховых организаций.
Решение по последней кандидатуре принимает общее собрание участников Пула.
4. Полномочия, порядок избрания, переизбрания, срок осуществления Правлением его полномочий определяются настоящим федеральным законом и Уставом Пула.
       Статья 34. Единоличный исполнительный орган управления Пула
1. Единоличный исполнительный орган управления Пула (Генеральный директор Пула) избирается общим собранием участников Пула и утверждается в должности Правительством Российской Федерации.
2. Компетенция единоличного исполнительного органа управления определяется Уставом Пула в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
      Статья 35. Реорганизация и ликвидация пула Пул может быть реорганизован или ликвидирован только в соответствии законодательством Российской Федерации.
       Статья 36. Направления деятельности Пула и ответственность его участников
1. Основными направлениями деятельности Пула являются:
а) создание условий равной конкуренции при заключении договоров страхования участниками Пула в пределах установленного
законодательством Российской Федерации и Соглашением максимального размера обязательств по договору страхования (отдельному риску);
б) создание наиболее благоприятных и экономичных условий страхования застрахованных;
в) учет поступающих страховых взносов по соответствующим видам страхования по отдельным субсчетам, либо с использованием средств аналитического учета в соответствии с порядком взаиморасчетов между участниками пула, установленным Соглашением;
г) перераспределение страховых взносов, полученных по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула между страховщиками соответственно их доле в принятом на страхование риске, определяемой исходя из размера уставного капитала и собственных средств каждого из его участников и установленной Соглашением о страховом пуле;
д) осуществление согласованной политики в сфере использования страховых резервов (резервных фондов);
е) организация общих для страховых организаций - участников Пула программ превентивных мероприятий, направленных на сокращение случаев травматизма, тяжести последствий несчастных случаев, уменьшение за счет медицинских, реабилитационных и иных мероприятий объемов единовременных и ежемесячных страховых выплат;
ж) выполнение иных, общих для страховых организаций- участников Пула функций, связанных с их юридическим, информационным, консультационным и иным обслуживанием.
2. Максимальный объем обязательств по договору страхования, заключенному от имени участников страхового пула, устанавливается в Соглашении о страховом пуле и не может превышать совокупного объема ответственности всех участников пула, определенного в соответствии с п. 2 статьи 28 настоящего Закона.
3. В случае, если размер обязательств (страховая сумма) по договору страхования превышает максимальный размер ответственности, установленный Соглашением о страховом пуле, договор страхования не может быть заключен либо риск по такому договору должен быть передан в перестрахование другим страховщикам, не являющимся участниками данного пула. в порядке, предусмотренном Соглашением о страховом пуле.
4. Получаемые страховые взносы по заключаемым договорам страхования подлежат перераспределению между участниками пула соответственно их долям в принятом на страхование риске.
Определение доли каждого из участников в принимаемом на страхование риске устанавливается Соглашением о создании пула и является неизменным в отношении всех заключаемых договоров страхования до- тех пор. пока размер долей участников не будет пересмотрен в порядке, установленном Соглашением о страховом пуле.
5. Взаиморасчеты по перераспределению страхового взноса соответственно доле в максимальной ответственности пула производятся между его участниками ежемесячно, если иное не предусмотрено Соглашением.
       Статья 37. Имущество Пула
1. Имущество Пула формируется из следующих источников:
а) вступительного взноса учредителя Пула - Фонда, который образуется из свободного остатка средств, расходуемых по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
б) вступительных и иных износов участников Пула;
в) обязательных отчислений его участников от сумм собранных страховых премий по данному виду страхованию в резервные фонды Пула;
г) добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц;
д) иных источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
2. Имущество, переданное Пулу его учредителем и участниками, является собственностью Пула.
ГЛАВА VI. РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ ПУЛА
       Статья 38. Создание страховых резервов и резервных фондов Пула 1. Для создания дополнительных гарантий по исполнению положений настоящего Федерального закона Пул создает резервные
фонды.
2. Резервные фонды страхового пула образуются за счет обязательных отчислений его участников от сумм собранных страховых премий по данное виду страхованию.
3. Виды, структура, и объемы резервных фондов, а также нормативы обязательных отчислений на их формирование  определяются Положением о резервных фондах Пула, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
4. Страховые резервы формируются участниками Пула в соответствии с обязательствами, соответствующими доле каждого из них в принятых на страхование рисках.
5. Страховщики - участники Пула по согласованию с Правительством Российской Федерации могут дополнительно формировать страховые резервы (резервные фонды страхового пула) в целях обеспечения гарантий по выплате страховых возмещений (обеспечений).
Резервные фонды Пула размещаются в финансово-кредитном учреждении и расходуются по указанию Пула. Порядок формирования и использования дополнительных страховых резервов является единым для всех участников пула и устанавливается в Соглашении о страховом пуле.
      Статья 39. Размещение средств резервных фондов Пула 
1. Участники пула обеспечивают инвестиционную деятельность в части активов каждого из них, покрывающих технические резервы по договорам страхования, заключенным в соответствии с Соглашением о страховом пуле, на основе общих согласованных принципов, установленных в Соглашении.
2. Активы резервных фондов могут составлять:
а) денежные средства, в том числе на депозитных счетах банков и небанковских кредитных учреждений;
б) государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
в) ценные бумаги органов местного самоуправления Российской Федерации;
г) ценные бумаги иностранных государств;
д) акции и облигации иностранных эмитентов;
е) акции и облигации российских акционерных обществ, за исключением акций, размещаемых при их учреждении;
ж) иные активы, определяемые законодательством Российской Федерации.
Размещение средств резервных фондов в активы, указанные в подпунктах г) и д) настоящего пункта, допускается только в порядке, устанавливаемом специальным федеральным законом.
3. Активы резервных фондов не могут составлять:
а) ценные бумаги, условиями эмиссии которых не предусматривается их рыночное обращение;
б) ценные бумаги, эмитентами которых являются управляющую компании, аудитор, с которыми заключены соответственно договоры об обслуживании, а также их аффилированные лица;
в) недвижимое имущество и имущественные права на недвижимое имущество.
4. Средства резервных фондов изъятию не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и не могут служить в качестве залога или иного обеспечения обязательств страхового пула перед третьими лицами.
Статья 40. Расходование средств резервных фондов Пула 1. Средства резервных фондов Пула направляются на:
а) обеспечение исполнения страховыми организациями - участниками Пула обязательств, принятых на себя по заключенным в соответствии с настоящим федеральным законом договорам страхования, - в случае неплатежеспособности участников Пула, в силу которой эти обязательства не могут быть исполнены;
б) финансирование мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве;
в) документационное и информационное обеспечение деятельности Пула и его участников по осуществлению данного вида социального страхования;
г) иные цели. определенные Пулом в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.
2. Средства, полученные в результате размещения резервных фондов (инвестиционные доходы), направляются на:
а) пополнение резервных фондов Пула;
б) материальное обеспечение деятельности Пула, включая приобретение имущества,. оплату труда сотрудникам и иные административные расходы, включая обеспечение работы Правления и Наблюдательного совета;
в) иные цели, предусмотренные уставом Пула.
3. Решения о расходовании средств резервных фондов Пула в случаях неплатежеспособности страховых организаций - участников Пула принимается. Правлением Пула по согласованию с Правительством Российской Федерации.
4. Решения о расходовании средств, полученных в результате размещения резервных фондов (инвестиционного дохода), принимаются Генеральным директором Пула по согласованию с Правлением Пула.
Статья 41. Ответственность Пула
1. Пул несет ответственность по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Государство и его органы не несет ответственности по обязательствам Пула, равно как и Пул не отвечает по обязательствам государства и его органов.
3. В пределах соответствующих резервных фондов, а также своего имущества Пул несет ответственность по обязательствам из договоров страхования, заключенных в соответствии с настоящим федеральным законом страховыми организациями - участниками Пула.
в случае неплатежеспособности последних. В -случае если- для удовлетворения требований по указанным обязательствам средств Пула недостаточно, такие требования удовлетворяются за счет средств Фонда в пределах соответствующих резервов последнего.
ГЛАВА VII. ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 42. Договор страхования от несчастных случаев на производстве
1. Договор обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве представляет собой соглашение между страхователем и страховщиком - участником Пула, по которому стороны принимают на себя предусмотренные настоящим законом и законодательством Российской Федерации .обязательства и дополнительные обязательства на условиях, предусматриваемых соглашением, с учетом требований Пула и соответствующих нормативных документов Правительства Российской Федерации. В договоре страхования указывается перечень страховщиков - участников пула и доля каждого из них в принятом на страхование риске, если иное не предусмотрено договором страхования.
2. Договоры обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве заключаются на срок от одного до трех лет страховыми организациями - участниками пула со страхователями в соответствии со стандартными (едиными) Правилами страхования, принимаемыми Пулом.
3. Договор страхования не может содержать условия, ухудшающие положение застрахованного (иного лица, имеющего право на страховое обеспечение по настоящему закону) по сравнению с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Договор страхования может содержать дополнительные особые условия страхового обеспечения отдельных лиц и(или) групп застрахованных данным страхователем, профессиональная деятельность которых характеризуется особыми рисками и условиями труда. Перечень профессий и нормы страхового обеспечения для этих групп застрахованных определяются Пулом.
5. Страховая выплата при наступлении страхового случая осуществляется застрахованному лицу или иному лицу, имеющему право на такие выплаты в соответствии с действующим законодательством и соглашением сторон договора страхования.
6. Условиями договора страхования может быть предусмотрено право страхователя требовать исполнения вытекающих из него обязательств по договору страхования от Пула, если заключивший договор страховщик не исполняет обязательства надлежащим образом.
Пул остается обязанным до тех пор, пока обязательство по страховой выплате не исполнено полностью.
При этом взаиморасчеты между страховщиками- участниками пула по исполненному обязательству производятся в порядке, предусмотренном Соглашением о страховом, пуле. Если иное не установлено Соглашением, страховая организация - участник пула.
исполнивший солидарную обязанность пула по страховой выплате имеет право регрессного требования к остальным участникам пула в соответствующих долях, установленных Соглашением.
7. Максимальный объем ответственности каждого участники пула по договорам страхования, заключаемым на основе Соглашения о страховом пуле, определяется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о лицензировании страховой деятельности на территории Российской Федерации, и устанавливается в Соглашении о
страховом пуле и договоре страхования.
8, В случае признания договора страхования недействительным с момента такого признания страховщиком для данного страхователя выступает Фонд, а обязательное социальное страхование осуществляется на определенных настоящим законом условиям вплоть до времени заключения нового договора страхования.
ГЛАВА VIII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ- 
Статья 43. Информация по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производствен профессиональных заболеваний
1. В целях обеспечения эффективности страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний субъекты страхования собирают необходимую информацию и предоставляют ее другим участникам с соблюдением требований, определенном действующим законодательством.
2. Страхователи ведут собственные страховые истории, в которые заносятся следующие сведения:
а) численность и классификация застрахованных по полу, возрасту, профессиональному составу, другим  социально-демографическим характеристикам, необходимым для определения размера и продолжительности осуществления страховых выплат;
б) реестр страховых случаев с указанием назначенных видов и объемов страхового обеспечения, выписками из индивидуальных программ реабилитации пострадавших, и данными о результатах
медико-социальных экспертиз пострадавших;
в) копии договоров со страховыми компаниями-участниками Пула, либо если страхование от несчастных случаев осуществлялось в Фонде - записи о назначенных тарифах страховых взносов, надбавках и скидках к нему, произведенных страховых выплат, начиная с 2000 года;
г) сведения о выплатах страховых взносов;
д) материалы проверок, ревизий страхователя по вопросам страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследований несчастных случаев на производстве, протоколы, документы, постановления Наблюдательного . совета и другие документы, связанные с осуществлением контроля .за деятельностью страхователя в области страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Пул собирает информацию от страховщиков и от страхователей, имеющую значение для контроля за выплатами страхового обеспечения и осуществления согласованных мероприятий и программ по использованию страховых резервов, и направленных на сокращение страховых случаев и(или) уменьшение затрат на медицинскую и иную реабилитацию пострадавших на производстве работников.
4. Фонд собирает информацию следующего состава:
а) реестр страхователей с указанием численности работников, фонда оплаты труда, других показателей, необходимых для установления тарифа страховых взносов, надбавок и скидок к нему;
б) информацию о получении страховых взносов от страхователей;
в) реестр страховых случаев с указанием назначенных видов и объемов страхового обеспечения, выписками из индивидуальных программ реабилитации пострадавших, и данными о результатах медико-социальных экспертиз пострадавших;
г) выплатные дела пострадавших;
д) материалы проверок, ревизий страхователя по вопросам страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследований несчастных случаев на производстве, протоколы, документы, постановления Наблюдательного совета и другие документы, связанные с осуществлением контроля за деятельностью страхователя в области страхования от несчастных' случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6. Застрахованные при наступлении страховых случаев собирают информацию по месту жительства и месту работы по перечню, установленному в настоящем законе.
Статья 44. Предоставление информации страхователем
 1. Страхователи предоставляют информацию, необходимую для их регистрации в порядке, определяемом настоящим законом и Фондом.
2. Страхователи предоставляют информацию, необходимую для заключения договора страхования в порядке определяемом настоящим законом и Пулом.
3. В случае заключения договора страхования на условиях лучших для страхователя по сравнению с настоящим законом страховщик вправе запросить у страхователя дополнительные сведения.
Статья 45. Предоставление информации страховщиком
Страховщики предоставляют информацию по требованию Пула и других страховщиков-участников Пула в соответствии с его Уставом и Соглашением о Пуле.
Статья 46. Предоставление информации государственными учреждениями
Государственные учреждениям предоставляют информацию в Пул и другим страховщикам-участникам Пула в соответствии с настоящим законом и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 47. Соблюдение режима конфиденциальности информации
1. Информация, содержащая сведения личного характера, а также информация, содержащая коммерческую тайну страхователя и страховщика, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
2. Субъекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний несут ответственность за нарушение режима конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством и Соглашением о Пуле.
Статья 48. Информационный центр
1. Для решения задач информационного обеспечения на базе существующих соответствующих подразделении Фонда и участников Пула в соответствии с настоящим федеральным законом, и порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации создается государственное унитарное предприятие Информационный Центр обеспечения страхования профессиональных рисков (далее - Центр).
2. Центр осуществляет свою' деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулирующими отношения в этой сфере, а также Уставом. Центра.
3. Устав Центра утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Страховщики и страхователи предоставляют информацию в Центр исключительно в агрегированном виде.
       Статья 49. Задачи информационного центра Задачами центра являются:
а) сбор и аналитическая обработка данных и предоставление статистических сведений участникам страхового пула, а также в соответствующие государственные органы;
б) хранение страховых историй застрахованных лиц и страхователей;
в) развитие заинтересованности страхователей в уплате страховых взносов;
г) создание условий для контроля за уплатой страховых взносов страхователями;
д) информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пособий и страхового возмещения, определения тарифа страховых взносов в зависимости от класса профессионального риска;
е) упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пособий и производства страховых выплат застрахованным лицам;
ж) противодействие случаям страхового мошенничества;
з) обмен и сверка сведений о застрахованных с Пенсионным фондом Российской Федерации;
и) создание информационной базы для реализации и совершенствования законодательства Российской Федерации в части обязательного социального страхования;
       Статья 50. Деятельность информационного Центра 
1. Основные направления деятельности  информационного Центра определяются в соответствии с настоящим законом, Положением о Центре.
2. Соглашением определяется избыточный перечень собираемой Центром информации, регламент передачи и обмена данными, периодичность обновления передаваемой информации и т.д.
3. Центр разрабатывает и заключает типовое соглашение с Фондом, Пулом и страховыми компаниями - участниками Пула о порядке сбора информации, ее предоставления и обработке.
4. В целях ускорение процедуры сбора и предоставления информации на всей территории Российской Федерации, в каждом федеральном округе Центром организуется федеральное окружное отделение.
      Статья 51. Финансовое обеспечение деятельности информационного Центра
Деятельность Центра финансируется Пулом, при участии Фонда в порядке и объемах, определяемых Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СТРАХОВАНИЕМ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
      Статья 52. Надзор за деятельностью страховых организаций - участников пула
Надзор за деятельностью страховых организаций - участников пула осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью с учетом требований настоящего федерального закона.
       Статья 53. Государственный контроль за обеспечением единой тарифной политики
Государственный контроль за обеспечением единой тарифной политики осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти совместно с Фондом при участии независимых актуариев, привлекаемых на конкурсной основе.
       Статья 54. Государственный контроль за деятельностью страхователя
Контроль и надзор за деятельность страхователя осуществляется уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
       Статья 55. Государственный контроль и надзор за правильностью осуществления выплат по обязательному социальному страхованию
Государственный контроль и надзор за правильностью осуществления выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с привлечением общественных объединений работников.
работодателей и страховщиков (с целью выявления действий, направленных на не целевое расходование средств или неосновательное обогащение заинтересованных лиц).
       Статья 56. Контроль за деятельность пула и его участников
1. Государственный контроль за деятельностью пула осуществляет Фонд совместно с федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации.
2. Не реже одного раза в год Пул и каждый его участник обеспечивают осуществление проверки своей финансово хозяйственной деятельности специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.
3. Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют комиссии (уполномоченные) по социальному страхованию, профессиональные .союзы или иные уполномоченные застрахованными представительные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.. Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию создается на общественных началах страхователем по согласованию с профессиональным союзом работников предприятия и действует в соответствии с положением о своей работе, утвержденным Фондом по согласованию с Пулом.
5. Общественный контроль за деятельностью страховщика в части соблюдения условий договора страхования и соответствия названной деятельности коллективному договору осуществляют представители профессионального союза работников (застрахованных) предприятия.
6. При нарушении условий договора страхования действия (бездействие) страховой организации - участника Пула могут быть обжалованы в Пуле, Фонде и суде.
      Статья 57. Наблюдательный совет Пула
1. С целью осуществления общественного контроля за соответствием деятельности Пула действующему законодательству, а также нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, уставным и иным документам и решениям Пула создается Наблюдательный совет Пула. Решения Наблюдательного совета носят рекомендательный характер:
1. Наблюдательный совет формируется из числа граждан Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, Фонда, участников Пула, представителей общественных объединений и организаций.
2. В состав Наблюдательного совета не могут входить лица замещающие должности государственной службы и приравненные к ним.
3. Члены Наблюдательного совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
4. Наблюдательный совет действует на основании Положения о Наблюдательном совете, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Численность и персональный состав Наблюдательного совета определяются Правительством Российской Федерации.
5. Наблюдательный совет имеет право:
а) запрашивать у Пула. страховщиков, страхователей,  федеральных органов исполнительной власти необходимую информацию о деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в целях проведения проверок соблюдения настоящего закона и договоров страхования;
б) обращаться в Пул и соответствующие федеральные органы исполнительной власти с требованием об устранении выявленных нарушений, проведении дополнительных расследований и проверок деятельности участников нули;
в) требовать от Пула разъяснения выявленных фактов нарушения прав субъектов страхования, а также лиц. имеющих право на выплаты по данному виду страхования;
г) запрашивать через Фонд и Пул в установленных случаях заключение независимых экспертов по вопросам осуществления обязательною социального страхования от несчастных случаев на производстве;
д) инициировать проведение внеочередного заседания Правления Пула. общего собрания Пула для решения срочных вопросов, связанных с деятельностью Пула;
е) не реже двух раз в год заслушивать- отчет Генерального директора Пула о проделанной и планируемой работе.
6. Деятельность Наблюдательного совета Пула обеспечивается за счет средств сметы административных расходов Пула.
      ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 58. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации


Пояснительная записка
к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» разработан в соответствии с Концепцией и Техническим заданием на его разработку, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № ВМ-П12-02269.
Основным исходным положением, определяющим нормы данного законопроекта, является введение в законодательство, регулирующее вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации в качестве страховщика иных страховых некоммерческих организаций - юридических лиц, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности в страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний извлечение прибыли.
Целесообразность данного введения связана с необходимостью преодоления в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний монопольного положения Фонда социального страхования Российской Федерации, развития процесса конкуренции, а также методических затруднений по отнесению отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска и расчетам страховых тарифов.
Введение иных страховщиков направлено на повышение уровня предоставления страховой защиты работникам, дифференциацию страховых тарифов в зависимости от уровня профессионального риска на каждом конкретном предприятии-страхователе и снижение расходов страхователей на обязательное социальное страхование.
Предлагаемые изменения и дополнения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» позволят создать правовую основу деятельности иных страховых некоммерческих организаций, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и объединенных вместе с Фондом социального страхования Российской Федерации в страховой Пул.
В дополнительно вводимых главах представлены нормы, определяющие правовое положение страхового Пула, его организационную структуру, порядок заключения договоров страхования, государственный и общественный контроль за деятельностью страховщиков и страхователей.
Особое внимание уделено сохранению гарантий страхователям и застрахованным по исполнению обязательств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С этой целью предполагается создание страховых резервных фондов, а также перестрахование рисков у страховщиков - участников Пула.
Наряду с внесением изменений и дополнений, связанных с иными страховыми некоммерческими организациями и со страховым Пулом, преложен ряд изменений в статьи действующего Федерального закона № 125-ФЗ с целью уточнения:
- основных понятий (ст. 3).
категорий граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5);
- сроков регистрации страхователей (ст. 6);
- прав на обеспечение по страхованию (ст. 7);
- размеров страховых выплат (ст. 11 и 12);
- назначения и выплат обеспечения по страхованию (ст. 15);
- прав и обязанностей субъектов страхования (ст. 16, 17, 18);
- ответственности страхователя (ст. 1'9);
- порядка установления тарифов страховых взносов (ст. 21);
- порядка внесения взносов (ст. 22);
- учета и отчетности (ст. 24).
Вносимые изменения и дополнения обусловлены необходимостью совершенствования и уточнения имеющихся норм закона. Например, уточнены основные понятия «профессиональный риск», «класс профессионального риска» в ст. 3. В ст. 11 в качестве базы для расчета единовременной страховой выплаты предложено - применять прожиточный минимум на душу населения вместо минимального размера оплаты труда. В ст. 15 (абзац 2 пункт 2) уточнен срок (три года), в течение которого доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат вправе обратиться к страховщику, поскольку этот срок указан далее в этой же статье в абзаце 3 пункта 3.
Таким образом, принципиальные изменения и дополнения связаны с введением в качестве страховщиков иных страховых некоммерческих организаций, в то время как другие изменения и дополнения носят характер совершенствования и уточнения закона № 125-ФЗ.
Предлагаемый законопроект подготовлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом положений законопроектов; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пункт 2 статьи 12 Федерального закона «Об актах гражданского    Российской Федерации по вопросам, связанным с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О Фонде социального страхования Российской Федерации».